Потеря слуха может сильно замедлить развитие языковых навыков и речи ребенка. Поэтому крайне важно как можно раньше ее обнаружить. Ученые доказали, что речевые навыки слабослышащего ребенка, если он был протезирован слуховыми аппаратами до шести месяцев, аналогичны навыкам ребенка с нормальным слухом.
Проконсультируйтесь со специалистом, если вы заметили, что малыш:
Не может определить место, откуда доносится звук – например, не смотрит или не поворачивает голову в сторону говорящего человека. Дети с нормальным слухом, как правило, начинают локализовать источник звука примерно с шести месяцев.
Часто притрагивается к ушам или дергает за уши. Иногда это может быть симптомом чрезмерного давления или инфекции в ухе.
К 6-8 мес. не появляется характерный лепет, голос по частоте отличается от обычного детского.
Не реагирует на простые просьбы, например, «дай мне мяч», в год или позже. Особенно – когда ваше лицо не находится в поле его зрения и у него нет возможности читать по губам.
Ребенок отказывается общаться и даже ведет себя агрессивно. Это может быть симптомом того, что он не воспринимает информацию, которая должна поступать с помощью слуха, или не может ее адекватно интерпретировать.
Возможно, ребенку будет рекомендовано обследование слуха и составлена аудиограмма, по результатам которой принимается решение о протезировании слуховыми аппаратами и /или курсе реабилитации.
Помните, что легкие или односторонние нарушения слуха сложно обнаружить без специального исследования. Но даже легкие нарушения слуха неизбежно отражаются на полноценном развитии речи и способностей ребенка.
Часто нарушения слуха проявляются у детей среднего дошкольного и даже школьного возраста, которые до этого не испытывали подобных проблем. Это может быть связано как с физиологическими причинами (инфекционные заболевания, отравления и т.д.), так и с генетическими – некоторые наследственные программы, в том числе провоцирующие полную или частичную потерю слуха, «запускаются» в возрасте 3-5 лет.
Поэтому специалисты рекомендуют плановую проверку слуха 1-2 раза в течение дошкольного периода и перед поступлением в школу.
Признаки возможных проблем со слухом у детей дошкольного и младшего школьного возраста:
Языковые и речевые навыки ребенка не развиваются или развиваются с нарушениями, в том числе по рекомендованным срокам (с задержкой)
Ребенку сложно концентрировать и удерживать внимание даже в рамках обычного для его возраста времени, появляются проблемы с поведением на занятиях
Падает успеваемость и эффективность занятий, ребенку нужно очевидно больше времени на усвоение новой информации и обязательно графическое и письменное подкрепление пройденного
Ребенок часто переспрашивает, при этом пристально всматривается в лица говорящих, испытывает трудности с пониманием речи в шуме
При семейном просмотре телевизора сидит близко к экрану/динамикам, когда установлен нормальный для остальных уровень громкости. Когда смотрит/слушает программу сам - слишком сильно увеличивает громкость телевизора или музыкального проигрывателя
При телефонном звонке не реагирует на голос в трубке или непрерывно перекладывает трубку от одного к другому уху
Дети с легкой и средней степенью нарушения слуха чаще других испытывают трудности в школе –усвоение новой информации, концентрация внимания, общение с одноклассниками требуют гораздо больше усилий. Повышенная утомляемость, проблемы с поведением и успеваемостью могут сигнализировать о том, что ребенка нужно показать специалисту и проверить его слух.
Очень часто у детей с нарушениями слуха этот недостаток компенсирован большей, чем у нормально слышащих людей, чувствительностью и внимательностью к изменениям других факторов окружающей среды. Например, ребенок может реагировать не на звук открываемой двери, а на малейшее изменение освещенности или даже колебания воздуха, а родителям может показаться, что это реакция на звук. Именно поэтому без специального исследования подтвердить или опровергнуть версию о нарушении слуха у ребенка достаточно сложно .
Современная аппаратура позволяет легко и безболезненно определить нарушения слуха у детей практически сразу после рождения. Тем не менее, способность воспринимать и интерпретировать звуковую информацию формируется постепенно, и для каждого возраста существуют свои нормы поведения, речевого и языкового развития. Поэтому важно регулярно проверять слух ребенка, а также – с самых ранних лет приучать его соблюдать простейшие правила профилактики нарушений слуха.
Слух ребенка – очень сложная и хрупкая система. Даже небольшие нарушения в ее работе могут привести к необратимым изменениям или глухоте. Поэтому родителям очень важно внимательно отслеживать все факторы риска, как биологические – инфекционные болезни, наследственные заболевания, так и в окружающей среде – громкие и резкие звуки, повышенный шумовой фон (в помещениях и в транспорте, слишком громко работающий телевизор и т.д.). При первых подозрениях, что ваш ребенок плохо слышит или не слышит совсем, немедленно обратитесь к специалисту за консультацией.