Жизнь детей с нарушением слуха - это и сложности адаптации, и радость от совместных побед. Реальные истории из повседневной жизни слабослышащих детей и их родителей вдохновят и поддержат на всём пути воспитания ребёнка с потерей слуха.

Жизнь

Рубрики: В обществе Отношения Все рубрики

Слабослышащие дети и школа

Социализация и попытки завести дружбу с одноклассниками могут вызвать сложности у любого ребёнка. Неудивительно, что родители детей с нарушениями слуха беспокоятся о тяжёлых временах, которые ждут их первоклашек. Поговорим об этом?
Слабослышащие дети и школа
Джаггер Уинклер (на фото со своими братьями и сестрами) переболел менингитом в 17 месяцев, и меньше, чем через два месяца ему сделали операцию по вживлению кохлеарных имплантов в оба ушка.
Благодаря усилиям (и его собственным, и всех членов его семьи), сегодня Джаггер – подвижный, уверенный в себе, чудесный ребёнок.


"Вы спрашиваете, много ли у него друзей? Он староста класса, и у нас постоянно куча гостей!", – смеётся в ответ его мама. Сам процесс обучения требует определённого подхода и усилий со стороны Джаггера, но в то же время факт нарушения слуха иногда играет в его пользу.
"Друзья Джаггера иногда в шутку называют его киборгом, и мне кажется это милым" – рассказывает его мама. – "Они восхищаются этой "бионикой", и я не думаю, что они вкладывают в эту шутку какие-то стереотипы".
Но есть у Джаггера и определённые трудности, не связанные с обучением напрямую; это школьный обед. "Обед в школе – сложная часть школьного расписания Джаггера. В школьной столовой постоянный шум, с которым ему тяжело справиться", – поделилась неожиданным открытием мама первоклассника.
Школьная администрация пошла навстречу Джаггеру, позволив ему сьедать свой ланч в кабинете, за партой. Так как время обеда – это ещё и возможность пообщаться, к Джаггеру присоединяется пара-тройка его друзей. Получается, что обед с Джаггером – в некотором смысле привилегия!

Ребёнок добивается успеха, зная, что родители верят в его силы, или Как у Джаггера появилось столько приятелей?

"Дети с нарушением слуха, которые инициируют общение и взаимодействуют со своими слышащими сверстниками, социализируются быстрее и успешнее", – рассказывает Дэбби Шрэдер, специалист по связям с общественностью в Научно-исследовательском институте House (House Research Institute).Попытка завязать разговор с другим ребёнком требует уверенности в себе. А вера в себя появляется не за один день.

Семья Джаггера с самого начала относилась к Джаггеру точно так же, как и к двоим другим детям, не делая послаблений и скидок на нарушение слуха.

"Самое важное, что вы можете сделать для своего ребёнка, это ожидать от него самого лучшего", – говорит Джейсон Уинклер, отец Джаггера. – "Золотые правила идеальных родителей распространяются на всех детей, независимо от их слуха. Занижая планку ожиданий от слабослышащего ребёнка, вы оказываете ему медвежью услугу".
Не менее важно для вашего ребёнка и понимание: его родители тоже прикладывают максимум усилий.
"Мы не оглядываемся назад, но я часто думаю, что мы могли бы стараться ещё больше," – говорит Эллен Уинклер.
Расписание всех членов семьи Джаггера формировалось с учётом его потребностей. Трижды в неделю Джаггеру нужно было посещать логопеда, и одно из этих занятий проходило в соседнем городе. "Мы летали из Вайоминга в Денвер каждую неделю в течение полутора лет", – рассказывает мама Джаггера. С одной стороны, это кажется подвигом, с другой – эти вложения времени и сил окупились с лихвой, сыграв свою роль в том, насколько сейчас социализирован и уверен в себе Джаггер.

Директор средней образовательной школы, Сюзанна Уэбб, считает самой главной задачей родителей сформировать у своих детей правильную самооценку и научиться отстаивать собственное мнение, в том числе и в школе.

На Сюзанну большое впечатление произвёл шестиклассник Джонни Бучко, мальчик с потерей слуха от тяжёлой до глубокой.

"Он чрезвычайно уверен в себе", – рассказывает Уэбб. – "У него есть собственные интересы и предпочтения, в том числе в отношении людей, которым он симпатизирует или нет; он очень самодостаточен".
По мнению Сюзанны Уэбб, это и есть рецепт успеха для успешной интеграции в школьную семью, независимо от того, насколько хорошо или плохо слышит ученик. Универсальный рецепт!

Эллен Уинклер говорит о своём сыне, используя похожие метафоры, касающиеся его уверенности в себе. "Он может справиться с чем угодно", – говорит она. – "В его словаре просто нет выражения "я не смогу"."

Насмешки сверстников над слабослышащими школьниками

Последствия низкой самооценки могут быть катастрофическими!

"Издевательства в школе? Да, они существуют," – говорит Шрэйдер, которая часто встречается с учениками разных школ. Директор Уэбб подтверждает взаимосвязь насмешек в школе с уровнем самооценки ребёнка.
"Ученики средних классов в особенности чутки к малейшим проявлениям страха и неуверенности в себе", – рассказывает Уэбб. –"В их привычках набрасываться на тех, кто слабее".
Умение отстаивать свою позицию – главное отличие между теми, кто успешно социализировался, и теми, кому остаётся только плакать и обижаться на несправедливость судьбы.

"Многие дети в этом возрасте считают уместными подобные насмешки, но рано или поздно кто-нибудь возмутится со словами "Эй, перестаньте, да это же не смешно". Задача родителей – научить детей справляться с подобными ситуациями ещё до их благоприятного разрешения".

Одной только уверенности в себе недостаточно для того, чтобы преуспеть в общественной жизни: детям нужно осваивать и прочие коммуникативные навыки. Шрэйдер уточняет, все эти вещи закладываются в семье. Невербальное общение, особенно визуальный контакт, корректное использование слов в повседневном общении, хорошие манеры и усвоенные нормы поведения становятся фундаментом для формирования отношений в школе.

"Вы можете тренироваться даже в Макдональдсе: попросите ребёнка найти свободную кассу и самостоятельно сделать заказ. Критически важно, чтобы основные навыки общения были привиты ещё дома, пока ребёнок находится в безопасной и дружественной среде", – советуют специалисты.
Уэбб советует родителям приглашать к себе одноклассников ребёнка: у себя дома ему будет проще всего научиться общаться. "Ваш ребёнок сможет понять, как и благодаря чему складывается общение", – уточняет она.

Пока члены семьи и близкие друзья учатся общаться с ребёнком, у которого нарушен слух, он сам тоже учится – взаимодействовать с другими детьми. Запас терпения и понимания со стороны семьи вдохновит слабослышащего ребёнка на попытки завести знакомства и в новой обстановке.

Вера в детей и сохранение высокой планки ожиданий - основной рецепт успеха в семьях Уинклера, Бучко и других семьях, в которых дети с нарушениями слуха вырастают общительными, раскованными и уверенными в себе.

Совет от Джейсона Уинклера:
"Относитесь к своему слабослышащему ребёнку так же, как если бы он родился с нормальным слухом. Будьте требовательны к нему, причём не только в отношении успеваемости в школе, но и относительно его поведения и социальных навыков. Это сослужит отличную службу в его дальнейшей жизни!"

Ещё по теме

Хотите присоединиться к обсуждению?
Войдите или Зарегистрируйтесь прямо сейчас.