Жизнь детей с нарушением слуха - это и сложности адаптации, и радость от совместных побед. Реальные истории из повседневной жизни слабослышащих детей и их родителей вдохновят и поддержат на всём пути воспитания ребёнка с потерей слуха.

Жизнь

Рубрики: В обществе Отношения Все рубрики

ВОСХОЖДЕНИЕ: по маленьким ступенькам в большую жизнь

Наш более чем 50-летний опыт работы с семьёй свидетельствует о том, что успешность или неуспешность усилий родителей в значительной степени зависит от типа их отношений с детьми
ВОСХОЖДЕНИЕ: по маленьким ступенькам в большую жизнь

Доля участия родителей в процессе абилитации или реабилитации детей с нарушением слуха зависит от условий их воспитания:

  • только в семье (под руководством специалиста);
  • в семье и в дошкольном образовательном учреждении общего типа (в массовом детском саду);
  • в семье и в комбинированной инклюзивной группе детского сада;
  • в спецучреждении.
Очевидно, что особенно велика роль и ответственность родителей в первом случае. Наш более чем 50-летний опыт работы с семьёй свидетельствует о том, что успешность или неуспешность усилий родителей в значительной степени зависит от типа их отношений с детьми

И в этой статье мы будем говорить на тему, болезненную для многих родителей и часто - бабушек.

Тип отношений между родителями и детьми: вседозволенность

Один тип отношений выражается во вседозволенности, в потакании капризам детей, следствием чего становится их избалованность.

Избалованность – один из главных врагов каждого ребёнка, независимо от состояния слуха, но для детей с какими-либо физическими ограничениями (в том числе – нарушением слуха) она опасна особенно. Для того чтобы глухие (по диагнозу) и слабослышащие дети были готовы к жизни в нашем обществе, они должны быть личностно сильными, т.е умеющими преодолевать трудности.

Избалованные дети делать этого не умеют, т.к. всё желаемое получают без усилий, слова «нет, нельзя» для них не существуют. Главный «рычаг» их воздействия на окружающих – это слёзы, крик, истерика, даже драка. Но ведь это проявление агрессии. Родители, исполняющие любые прихоти своих детей, оказываются у них в заложниках.

Избалованные дети участвуют только в тех играх, в той деятельности, в которых результат достигается без напряжения и где они могут быть «победителями». Вполне понятно, что виды деятельности, связанные с обучением произношению и развитием речевого слуха таким детьми отвергаются как «трудные», даже при проведении занятий в интересной форме, потому что они требуют неоднократных повторов предлагаемого речевого материала, хотя и в разных ситуациях.

В результате у избалованных детей существенно замедляется становление такого важного психического качества, как произвольность; иногда в дошкольном возрасте она не проявляется совсем. И здесь не помогают никакие виды слухопротезирования – ни первоклассные слуховые аппараты, ни импланты.

Если родители вовремя не спохватываются и не меняют стиль своего поведения, то уровень психического (в том числе и речевого) развития избалованных детей оказывается ниже их возможностей, их потенциал не реализуется

Приходя в детский сад, эти дети, как правило, оказываются в состоянии стресса, т.к. другие дети им не потакают и на их истерики не реагируют. В своих неудачах избалованные дети винят других – воспитателей или товарищей.

Тип отношений между родителями и детьми: авторитарность

Другой тип отношения к детям проявляется в авторитарности. Он характеризуется жёсткой регламентацией поведения детей. Каждый поступок ребёнка должен совершаться только по воле взрослых, в подавляющем большинстве случаев - мамы. Данная категория родителей ставит своей целью обучение ребёнка только в массовой школе (не учитывая многих факторов, влияющих на возможность усвоения ребёнком всё усложняющейся программы общеобразовательной школы), а также обязательного получения последующего высшего образования – всё это любой ценой. Эти родители не понимают, что постоянное пользование слуховыми аппаратами или имплантами не гарантирует успешное обучение ребёнка в массовой школе и в вузе.

Для достижения этих целей родители превращают своих двух-трёхлетних детей в «учеников», проводящих большую часть времени за столом со сложенными по-школьному ручками. Занятия представляют собой тренаж, зубрёжку и проводятся часами с небольшими перерывами.

Многие дети перестают спать днём уже с трёх-четырёх лет, а на прогулку им отводится минимальное время («Надо спешить!»). Строгостью и наказаниями родители добиваются слепого подчинения ребёнка своей воле, а воля многих детей парализуется настолько, что они даже не пытаются «бунтовать». Родители проявляют себя как собственники.

Но со временем цели родителей и детей, воспитывающихся в таких семьях, начинают совпадать: дети стремятся быть лучше всех, умнее всех, образованнее всех.

У них воспитывается высокомерное отношение к окружающим, они не помогают товарищам ни в детском саду, ни в школе.

У этих детей «выращивается» стойкий комплекс – страх ошибки, т.к. за ошибку или плохую отметку следует наказание.

Несмотря на противоположность описанных типов отношений родителей с детьми и внешние различия в поведении детей описанных групп, личностные качества этих детей во многом оказываются сходными. Это выражается в том, что дети приобретают различные комплексы, с трудом адаптируются или вообще не адаптируются к детским коллективам: они эгоистичны и вырастают социальными инвалидами.

Интеграция в среду слышащих не происходит, хотя эти дети часто посещают массовые детские сады и массовые школы (не спасают и импланты!).

Тип отношений между родителями и детьми: безразличие

Третий тип отношений проявляется в безразличии родителей к развитию своих детей. Но, поскольку вы читаете данный материал, вы не являетесь такими родителями, и мы не будем останавливаться на характеристике этого типа.

Тип отношений между родителями и детьми: уважение

Четвёртому типу отношений присуще доверие, уважение, доброта. В этих семьях детям предоставляется разумная свобода поведения, исключающая грубость, наглость, неуважительное отношение к другим людям. У детей воспитывается внимательное и заботливое отношение к самым близким людям, в затем – к знакомым и незнакомым, случайно встречающимся в жизни. Неизбежные наказания за какие-то проступки (ведь это дети!) не унижают ребёнка и не вызывают у него озлобления.

Обучение детей в этих семьях происходит при совместном выполнении со взрослым и другими детьми интересных и разнообразных дел. Родители озабочены придумыванием всё новых и новых ситуаций и игр, в которых дети самостоятельно ищут решение «трудных проблем», проявляют фантазию и т.д.

В этих семьях и дети, и взрослые являются друзьями, партнёрами, заинтересованными друг в друге и в жизни вообще.

Только при таких взаимоотношениях родителей и детей происходит реабилитация самих родителей, а детям обеспечивается нормальная детская жизнь.

Именно эта нормальная жизнь и является главным условием интеграции глухих (по диагнозу) и слабослышащих детей в общество, начиная с дошкольного возраста.

Э.И.Леонгард, доктор педагогических наук

Ещё по теме

Хотите присоединиться к обсуждению?
Войдите или Зарегистрируйтесь прямо сейчас.