Даже если ребёнок плохо слышит, он способен добиться успеха - и в школе, и в час досуга. Во время обучения слабослышащему ребёнку необходимы внимание и постоянная поддержка родителей.

Обучение

Рубрики: 0 - 6 6 - 12 Все рубрики

6 вопросов для выбора сурдопедагога

О том, какие вопросы важно задать сурдопедагогу для оценки его компетенций, рассказывает Эмилия Ивановна Леонгард, создатель уникального направления сурдопедагогики «Формирование и развитие речевого слуха и общения у детей с нарушением слуха».

6 вопросов для выбора сурдопедагога

Сурдопедагог – тот же учитель, только предмет приложения его знаний весьма специфический: занятия с сурдопедагогом затрагивают не только сознание, но и тело, касаются не только ребенка, но и всей его семьи. Поэтому к выбору специалиста, которому на долгие годы вы поручите развитие слуха своего малыша, стоит подойти максимально ответственно. Но как понять, кого именно нужно искать?

О том, какие вопросы важно задать сурдопедагогу для оценки его компетенций, рассказывает Эмилия Ивановна Леонгард, создатель уникального направления сурдопедагогики «Формирование и развитие речевого слуха и общения у детей с нарушением слуха»:

  1. Узнайте, какое учебное заведение закончил специалист.
    Очевидно, что профильный ВУЗ и двухмесячные курсы повышения квалификации дают совершенно разные базовые знания. Не лишним будет задать дополнительные вопросы: какие предметы человек освоил во время обучения, а также каковы его научные интересы в сфере сурдопедагогики. 

  2. Обратите внимание на диплом: в графе «специальность» должно значиться именно «сурдопедагог».
    Логопед - совсем другая специальность, освоение которой не даст достаточной квалификации для работы по восстановлению слуха ребенка. 

  3. Задайте вопрос о том, сколько лет человек практикует и каким именно образом. 
    В коммерческой организации, бюджетном учреждении или частно.
    Если стаж небольшой, попросите специалиста подробнее рассказать о случаях, с которыми он работал, об известных ему методах развития слуха в целом и о выбранной им методологии в частности. 

  4. Расспросите педагога о его отношении к языку жестов. 
    Принимая во внимание факт, что для полноценного развития ребенка прежде всего важно добиться уверенной внятной речи и только затем стоит надстраивать над ней жестикуляцию.

  5. Спросите, можно ли познакомиться с воспитанниками педагога. 
    Школьниками, подростками, а также их родителями, чтобы получить дополнительные рекомендации об учителе и на практике оценить степень развития слуховых и речевых навыков его бывших подопечных. 

  6. Попросите педагога рассказать, участвуют ли в его работе родители.
    Включение родителей в учебный процесс ребенка, своевременное предоставление взрослым обучающих материалов, обучение методологии эффективного развития слуха в контакте с малышом, создание альянса с семьей – неписаные законы современной сурдопедагогики. Хороший специалист уверен: родительство – тоже работа, тяжелая, ежедневная и многолетняя. С каким бы прекрасным специалистом ни занимался ребенок, большая доля работы по развитию речи лежит на взрослых в семье: им очень важно много читать, владеть информацией о нарушении слуха, знать о современных методах лечения и педагогических приемах.

Конечно, все эти вопросы стоит задавать сурдопедагогу доброжелательно, с уважением, без лишнего напора, чтобы доверие между вами и специалистом сформировалось как можно раньше. 


Рекомендации педагога дополняет комментарий Светланы Евменовой, директора центра для директора центра для детей с нарушением слуха "Веснушки" (Москва):

При выборе квалифицированного персонала для работы в «Веснушках» мы руководствуемся следующими, не раз подтвержденными практикой, принципами:

  • Настоящий специалист не будет скрывать свои персональные данные (фамилию, образование, опыт и место работы).

  • Опытный сурдопедагог никогда не пообещает заказчику быстрых и конкретных результатов, поскольку знает: процесс овладения речью и развитие слухового восприятия происходит постепенно, поэтапно, а кроме того, зависит от индивидуальных способностей ребенка.

  • Хороший специалист способен в доступной форме объяснить родителю, на развитие каких навыков и функций в данный момент направлено занятие. Часто взрослым кажется, что с их ребенком просто играют, и в обсуждении подобных моментов квалификация сурдопедагога дает о себе знать.

  • Специалист не только дает родителям возможность присутствовать на занятиях вместе с ребенком, но и по окончании урока предоставляет рекомендации для закрепления материала в домашних условиях.

  • По результатам систематической работы с ребёнком грамотный сурдопедагог поможет родителям и сурдологам адекватно оценить слуховые возможности малыша, а также окажет помощь в настройке слухового аппарата.

Ещё по теме

Хотите присоединиться к обсуждению?
Войдите или Зарегистрируйтесь прямо сейчас.