Даже если ребёнок плохо слышит, он способен добиться успеха - и в школе, и в час досуга. Во время обучения слабослышащему ребёнку необходимы внимание и постоянная поддержка родителей.

Обучение

Рубрики: 0 - 6 6 - 12 Все рубрики

Что в имени тебе моём?

Дети с нарушением слуха часто ограничены в своих контактах со сверстниками, и поэтому словарь имён у них очень беден. С кличками дело обстоит ещё хуже, чем с именами людей. Но ведь каждый объект на Земле (и даже в Космосе!) имеет своё имя, своё название – «безымянных» объектов нет. К пониманию этого дети приходят постепенно.

О том, почему нельзя упускать момент "персонификации" объектов и явлений окружающего мира, рассказывает Эмилия Леонгард. Статья была написана специально для портала для родителей слабослышащих детей Phonak-kids.
Что в имени тебе моём?

«Что в имени тебе моём?»

(А.С.Пушкин)

Дети с нарушением слуха часто ограничены в своих контактах со сверстниками, и поэтому словарь имён у них очень беден. Как правило, ребёнок знает имена своих братьев и сестёр, которые живут вместе с ним. Но имён детей, с которыми ребёнок играет на детской площадке, он в большинстве случаев не знает, т.к. родители часто называют их «мальчик» и «девочка». Так надолго у многих детей и остаётся безличное «мальчик, девочка».

Долгое время дети не знают, что их родители не только «мама» и «папа», но имеют имена: «мама – Катя», «папа – Федя»; и бабушки, дедушки, тёти, дяди – все имеют имена.

Имена-клички имеют и животные! С кличками дело обстоит ещё хуже, чем с именами людей. Но ведь каждый объект на Земле (и даже в Космосе!) имеет своё имя, своё название – «безымянных» объектов нет. К пониманию этого дети приходят постепенно.

Знакомство ребёнка с именами детей происходит естественно во время игр. Инициатором выступает взрослый. Например, на детской площадке взрослый говорит ребёнку: Тебя зовут Катя, а как зовут эту девочку? Давай спросим. Глухой ребёнок ещё никогда не задавал такого вопроса, поэтому его задаёт взрослый, а ребёнок повторяет за ним (если ребёнок ещё не может произнести такую фразу, говорит только взрослый). Как тебя зовут?(Или: Девочка, как тебя зовут?). Ребёнок повторяет новое для себя слово – имя, а взрослый старается сразу активировать его в речи глухого ребёнка. Давай будем играть вместе с Олей. Позовём Олю. Оля, иди к нам, будем играть вместе. Это говорит взрослый, ребёнок вторит ему (говорит сопряжённо), а потом зовёт девочку сам (произношение у ребёнка ещё может быть приближённым): Оля, иди сюда! Оля, давай играть!

Таким же образом, в условиях разнообразной деятельности, в различных ситуациях взрослый знакомит ребёнка с именами других девочек и мальчиков. Конечно, если встречи случайны, делать этого не следует, т.к. имена нужны для общения детей. Фотографируйте новых знакомых и помещайте фотографии дома в наборном полотне.

Если ребёнок уже читает, даже глобально, нужно использовать письменную речь. При знакомстве с новым именем взрослый пишет его на глазах ребёнка печатными буквами. После произнесения имени нового знакомого ребёнок воспринимает написанное глобально или читает аналитически (т.е. так, как читаем мы все). Дома эта табличка помещается под фотографией, чтобы ребёнок мог поскорее эти имена запомнить.

Так постепенно пополняется банк имён, и ребёнок начинает отличать женские имена от мужских. В дальнейшем он узнает, что бывают Александр и Александра, Евгений и Евгения, Ярослав и Ярослава, Виктор и Виктория и т.д.

Если ребёнок ходит в детский сад, нужно иметь дома фотографии всех детей группы, которую посещает ребёнок, и подписи к ним.

Ребёнок общается с разными взрослыми. Если это родственники, то ребёнок обращается к ним так, как принято в семье: тётя Валя, дядя Серёжа. А как обращаться ребёнку к воспитательнице в детском саду?

  • Пока ребёнок имеет маленький запас слов и находится на начальном уровне овладения произношением, мы рекомендуем называть воспитателей только по именам: Тётя Надя, тётя Юля

  • Если ребёнок уже владеет связной речью, он пользуется полным именем воспитателя: Надежда Николаевна. И нужно побуждать ребёнка обращаться таким образом к другим взрослым, с которыми он оказываются в контакте. Очень важно учить дошкольника вежливому общению с людьми.

Как правило, у детей с нарушенным слухом отсутствует словарь кличек животных. Дети даже не предполагают, что у кошек и собак «имена» не такие, как людей. Клички знают владельцы своих любимцев, но незнакомых кошек и собак могут назвать Вова, Лена и другими знакомыми «человеческими» именами. Узнавать клички можно у хозяев собак/кошек во время прогулок. Это делает взрослый, выбирая спокойную собачку и дружелюбного хозяина: Скажите, пожалуйста, как зовут Вашу собачку? Родители не упускают случая, чтобы знакомить ребёнка с различными кличками.

Зачем это нужно?

Слуховые аппараты и импланты, развивающийся речевой слух далеко не сразу позволяют глухим и слабослышащим детям анализировать на слух всё богатство его речевого микросоциума. До поры до времени это не под силу и слышащим детям. Поэтому задача взрослых — оживлять монохромный, одноцветный мир разными «красками». Вот, оказывается, вокруг не однотипные дяди и тёти, мальчики и девочки, кошки и собаки, а люди «с лицами», т.е. именами, разными именами, присущими только тому или другому человеку. И кошки отличаются друг от друга не только цветом и качеством шерсти, а кличкой – на одни клички они не отзываются, а на другие отзываются. Значит, мы помогаем детям персонифицировать объекты и явления окружающего мира.

И деревья тоже не просто «анонимные деревья» - у них тоже есть «имена»: рябина, берёза, дуб, ель, каштан и т.д. То же касается цветов и других объектов, с которыми ребёнок часто имеет дело.

Но в первую очередь, ребёнка нужно включить в микросоциум, для чего он должен иметь элементарные навыки общения. А общение начинается с обращения к собеседнику по имени.

Многие глухие и слабослышащие молодые люди, обучающиеся в средних и высших учебных заведениях, даже пользующиеся слуховыми аппаратами и имплантами, не приучены к общепринятому вежливому обращению к учителям, к преподавателям по имени и отчеству ни при устном общении, ни в письмах. Причина этого заключается в том, что с детства родители и учителя не придавали серьёзного значения этой стороне развития детей, не видели, как они общаются со сверстниками, пользуются ли вообще именами собеседников. В результате юноши и девушки, молодые люди нередко или вообще «опускают» какое-либо обращение, или называют преподавателя по имени без отчества:Екатерина, Елена. При этом не соблюдают и других вежливых форм обращения: Валентина, здравствуй. Я приготовил тебе домашнее задание.

Профилактику этого психологического «вывиха» нужно начинать с детства.

Этот «вывих» происходит потому, что в своё время взрослые упустили, не зафиксировали тот момент, когда нужно было начинать переводить ребёнка с «детской» грамматической формы обращения ко взрослым на общепринятую «вежливую» форму.

Время общения с использованием «детской» формы в речи глухих и слабослышащих детей дошкольного возраста оказывается более длительным, чем в речи слышащих детей. Такая «задержка» обусловлена поздним (по сравнению со слышащими) началом речевого развития малышей с нарушением слуха и сложностями изменения грамматической формы при обращении ко взрослым в разных ситуациях (дай – дайте, положи положите, помоги –- помогите). Детям надо научиться различать ситуации: почему-то к детям и к одним взрослым - родственникам – люди обращаются на «ты», а к другим взрослым нужно обращаться на «Вы» и произносить слово немного по-другому (изменять форму глагола). Таким образом, в ситуации общения глухим и слабослышащим детям нужно решить две задачи: понять ситуацию и выбрать нужную грамматическую форму. В возрасте шести-семи лет, ко времени перехода в школу, дети уже должны обращаться ко взрослым (не родственникам) в вежливой форме: Мария Владимировна, дайте, пожалуйста, фломастеры; Алла Николаевна, помогите, пожалуйста, повесить пальто; Юлия Александровна, отойдите, пожалуйста, я не вижу и т.д.

Эти формы обращения вводятся постепенно. Сначала: тётя Зина, дайте …; Тётя Лена, покажите, что там ; Тётя Аня, помогите. Затем: Зинаида Ивановна, дайте …; Анна Николаевна, покажите, что там. Далее в обращение включается слово «пожалуйста».

Все эти формы вводятся на основе слухо-зрительного восприятия детей с помощью сопряжённой речи: первое время взрослый обращается к другому взрослому с какой-либо просьбой так, чтобы ребёнок видел его лицо и слышал речь. Это относится и к имплантированным детям, чтобы они перенимали манеру обращения, манеру общения, выражение лица. Ребёнок говорит сопряжённо со взрослым; в следующий раз после сопряжённого проговаривания ребёнок повторяет фразу самостоятельно.

Целесообразно использовать и письменную речь; писать нужно не отдельное слово (помогите, достаньте), а целое словосочетание (Дядя, помогите) или предложение (Тётя Катя, достаньте мяч).

В переходный период ребёнок будет ошибаться, и вы помогайте ему: произнесите обращение правильно, а ребёнок повторит его отражённо.

Успеха вам!

НЕ ЗАБЫВАЙТЕ побольше читать ребёнку интересные иллюстрированные книги!

Эмилия Леонгард

Эмилия Леонгард

Автор уникальной методики формирования и развития речевого слуха и речевого общения у детей с нарушением слуха

Почитайте больше или свяжитесь с автором — в блоге Эмилии Леонгард

Ещё по теме

Хотите присоединиться к обсуждению?
Войдите или Зарегистрируйтесь прямо сейчас.