Даже если ребёнок плохо слышит, он способен добиться успеха - и в школе, и в час досуга. Во время обучения слабослышащему ребёнку необходимы внимание и постоянная поддержка родителей.

Обучение

Рубрики: 0 - 6 6 - 12 Все рубрики

Энциклопедия Roger

Возможно, тут есть ответ на волнующий Вас вопрос о системе Roger. Если нет - мы передадим тему специалистам, и добавим вместе с ответом в нашу коллекцию. Давайте создавать "Энциклопедию Roger" вместе!

Энциклопедия Roger
Представляя систему Phonak Roger специалистам, пользователям и родителям детей с нарушениями слуха, мы часто сталкиваемся с простыми, логичными и в то же время важными вопросами: не вредно ли это? Как это работает? В каких ситуаци

ях нужно использовать систему? Что делать, если у пользователя аппараты не-Phonak? надо ли менять систему, если поменяли аппараты?



Ниже вы найдете ответы на эти и другие важные вопросы, которые нам задавали. Если же у вас есть вопрос, которого еще нет в нашей коллекции - помогите нам ее пополнить. Задавайте тему в комментариях, и мы обязательно ответим.

 А самым активным "Roger-почемучкам" Лео обещал... подарки!


1. Что такое Roger?

Краткий вариант: Roger - это беспроводной цифровой стандарт связи, увеличивающий разборчивость речи в сильном шуме и на расстоянии. 

Развернутый вариант: система Roger состоит из передатчика, расположенного у источника речи/звука, и приемника, который находится у пользователя слуховых аппаратов. Передатчик и приемник «общаются» между собой на частоте 2,4 ГГц (как Bluetooth), обеспечивая бесперебойную широкополосную связь на расстоянии до 20 метров. Для сравнения, средний «эффективный» радиус действия слуховых аппаратов – до 3 метров. 

При этом передатчик постоянно анализирует соотношение полезного сигнала (речь) и окружающего шума, и с помощью специального алгоритма «выделяет» речь на фоне шума, приглушая (но не убирая совсем) его в те моменты, когда спикер говорит, и восстанавливает фон сразу после прекращения речи. Если речь не обнаружена, усиление автоматически уменьшается.

Особенно впечатляющие результаты по разборчивости речи Roger показывает при сильном шуме – до 50% при 80-85 дБ* (для сравнения, средний уровень шума в классе на уроке – около 75 дБ, на перемене – 90 дБ и выше).

Простой интерфейс и автоматические алгоритмы делают систему очень удобной в использовании. К одному передатчику может быть подключено неограниченное  количество приемников. Система Roger может быть полезна родителям детей разных возрастов, педагогам инклюзивных классов и внешкольного образования, спортивным тренерам и экскурсоводам, работающим с людьми с нарушениями слуха.  

 * Сравнение распознавания речи пользователями слуховых аппаратов с помощью адаптивной цифровой технологии и с помощью беспроводной FM-технологии, профессор, доктор наук Линда Тибодо (Linda Thibodeau), 2014

 

2. Какие слуховые аппараты работают с системой Roger – только Phonak?

Краткий вариант: не только Phonak – систему Roger можно использовать с любыми аппаратами и имплантами,  имеющими аудиовход или активированную функцию Т-катушки (T-coil).

Развернутый вариант: система Roger универсальна – она работает не только с аппаратами Phonak, но и со слуховыми аппаратами и имплантами других производителей (в т.ч. системами костной проводимости Baha). 

Специалист в центре слухопротезирования поможет подобрать подходящую конфигурацию именно для вашей марки и модели. Это могут быть миниатюрные приемники, подключаемые к слуховому аппарату, или индивидуальные индукционные петли Roger MyLink.


Кроме того, пользователи слуховых аппаратов Phonak имеют возможность подключить интегрированные в дизайн приемники Roger – в этом случае обычный батарейный отсек заменяется отсеком с приемником Roger, и аппарат остается влаго- и пылезащищенным.

3. Кому может помочь Roger?

Краткий вариант: всем людям с нарушенным слухом, которым необходимо общаться на расстоянии и/или в шуме.

Развернутый вариант: в первую очередь, мы рекомендуем использовать Roger в процессе обучения детей с нарушениями слуха – благодаря значительному улучшению разборчивости речи вне зависимости от размеров и акустики класса, перемещений учителя в процессе урока, ребенку проще воспринимать материал, он меньше устает и отвлекается. 

Спортивные тренеры высоко ценят возможность контролировать спортсменов в процессе игры, на расстоянии (на другом конце поля, манежа, корта) – причем как индивидуально, так и коллективно

Педагоги внеклассного образования и экскурсоводы отмечают большую концентрацию внимания аудитории с Roger, чем без него. Родители малышей могут использовать Roger для обучения речи в постоянном контакте с ребенком – дома, на прогулке , в общественных местах – независимо от окружающей акустики ребенок будет получать разборчивый речевой сигнал и быстрее начнет говорить сам. Для взрослых пользователей с нарушениями слуха Roger может стать рабочим инструментом для участия в совещаниях, переговорах и коллективных мероприятиях.

 

4. На какой срок приобретается Roger? Нужно ли менять систему, если поменяли слуховые аппараты, или ребенок вырос, и его потребности изменились?

 

Краткий вариант: это зависит от того, какие слуховые аппараты Вы приобрели.

Развернутый вариант: в некоторых моделях передатчиков (например, Roger Pen) заложены функции, которые могут пригодиться подрастающему ребенку – например, Bluetooth-стриминг, с которым он может смотреть телевизор, слушать музыку и разговаривать по телефону как в беспроводных стереонаушниках (на индивидуальной громкости и с собственными регулировками звука).

При приобретении/получении новых слуховых аппаратов может возникнуть необходимость замены интегрированных в дизайн приемников Roger. Поэтому уточняйте, какие именно приемники совместимы с тем или иным слуховым аппаратом. 

Если вы пользуетесь приемником Roger MyLink, менять его не придется – главное, чтобы у новых аппаратов была телефонная (индукционная) катушка. Если вы пользуетесь приемником RogerX в сочетании с ComPilot, уточните, поддерживают ли новые слуховые аппараты беспроводные функции и какой вариант стримера совместим с ними.

 

5. Индукционные петли, FM-системы и Roger – это одно и то же?

Краткий вариант: нет.

Развернутый вариант: Roger – это уникальная разработка Phonak, пришедшая на смену технологии Динамического FM (Dynamic FM). 

В отличие от индукционной петли, Roger представляет собой систему цифровой радиопередачи звука. Система Roger мобильна, она может быть как коллективной, так и индивидуальной. 

Индукционная петля – технология коллективного пользования, стационарная (прокладывается в конкретном помещении), и ее эффективность варьируется в зависимости от близости пользователя к самой петле и наличия источников индукционных помех в помещении или вблизи него. Кроме того, технология индукционной петли не позволяет регулировать уровень усиления полезного сигнала (речи) в зависимости от уровня окружающего шума. С Roger уровень речевого сигнала стабилен вне зависимости от положения пользователя в пространстве класса. Таким образом, Roger может применяться в инклюзивном обучении в массовой школе, когда в классе всего 1-3 человека с нарушениями  слуха. И оборудование всех классов индукционными петлями нецелесообразно

Принципиальных отличий системы Roger от FM (и Динамического FM) – два: 

1. Отказ от  использования радиочастотных каналов, которые теперь не нужно регистрировать в каждой стране отдельно и каждый раз настраивать, например, при переходе из класса в класс. Roger всегда работает на частоте 2,4 ГГц, как Bluetooth и Wi-Fi, и им можно пользоваться по всему миру свободно. 

2. Специально разработанный цифровой адаптивный алгоритм обеспечивает разборчивость речи в сильном шуме (80 дБ) на 35% больше, чем предыдущее поколение (Динамический FM)*.

* Сравнение распознавания речи пользователями слуховых аппаратов с помощью адаптивной цифровой технологии и с помощью беспроводной FM-технологии, профессор, доктор наук Линда Тибодо (Linda Thibodeau), 2014

 

 6. Я боюсь, что ребёнок привыкнет хорошо слышать с Roger, и ему будет сложнее без него.

Краткий вариант: не бойтесь.

Развернутый вариант: сейчас Ваш ребенок слышит своего педагога недостаточно хорошо, поэтому ученику приходится затрачивать очень большие когнитивные ресурсы на понимание сказанного (при этом он может понять неправильно или не понять вовсе). 

Roger позволяет высвободить эти когнитивные ресурсы и направить их на усвоение материала, а не на попытку понять сказанное. 

Безусловно, если Вы лишите ребенка системы Roger после достаточно длительного периода использования, ему сразу станет сложнее слушать и понимать на расстоянии и в шуме, потому что он уже перераспределил свое внимание более рациональным образом. Ему придется потратить 2-3 недели на возвращение в прежний «режим». Выбор за Вами.

 

7. Не вреден ли Roger при частом использовании? Есть ли рекомендуемое время для использования?


Краткий вариант: не вредно. Столько же, сколько ребенок пользуется слуховыми аппаратами.

Развернутый вариант: время использования системы Roger ограничено только временем использования самих слуховых аппаратов. 

То есть, если ребенок носит слуховые аппараты по 10 часов ежедневно, столько же можно пользоваться и системой Roger. Другое дело, что она нужна не все время, поэтому ее следует выключать, чтобы не расходовать без особой нужды заряд батареек. 

Мощность излучения передатчика Roger Pen – 32 мВт, приемников – 0,02 мВт. Для сравнения, усредненная мощность излучения мобильного телефона составляет около 250 мВт, то есть почти в 8 раз выше, чем у передатчика Roger, и в 12500 раз выше, чем у приемника.

 

Ещё по теме

Всего 11 комментариев
Обсуждение
i
На сайте:
11 месяцев
Город: Петрозаводск
Роль: Нарушен слух у моего ребенка
05.12.2017 13:46
Лента пишет:
Добрый день!
Про функцию шумоподавления у слуховых аппаратов написано часто.
Мой Вам вопрос, уважаемые,
Что будет слышать слабослышащий ученик в обычном классе обычной школы, находясь на уроке в аппаратах и с Роджером, если педагог, одевший Роджер Пэн, начинает воспитывать других учеников на предмет их дисциплины, громко и с раздражением?
Что предпринять в этой ситуации? Я согласна, что это работа учителя, не только давать новые знания всем, но и воспитывать. Как обезопасить слабослышащего ученика от внезапных выкриков? Есть ли функция шумоподавления у Роджер системы?
-0 +1
i
На сайте:
11 месяцев
Город: Петрозаводск
Роль: Нарушен слух у моего ребенка
05.12.2017 14:13
Лента пишет:
и вопрос номер два.
Занятие в классе не всегда проходит так, что учитель говорит - все ученики слушают. Это идеальный вариант для системы Роджер. Нужная программа в аппаратах для данного случая тоже есть. Слабослышащий ученик слышит только речь учителя без всяких помех в классе.
Есть еще дискуссии по группам, без учителя, здесь мы не использовали Роджер, но предполагаю, что в данном случае Роджер Пэн кладется на парту в круг говорящих.
А КАК может быть задействована система Роджер, если например урок построен таким образом, что учитель беседует (читает, цитирует выученное стихотворение и т.д) с учениками по цепочке: Учитель- первый ученик - второй ученик и т.д.? Или Учитель задает тему, и обращается попеременно к ученикам, а те в свою очередь обращаются к другим и т.д.
Есть ли для данного случая программа? У нас в аппаратах есть программа при работе с Роджером - 70% учитель, 30 % остальной фон вокруг. На мой взгляд, 30% не хватает на четкое понимание речи остальных учеников, но и 70% учителя снижать не хочется.
Хотелось бы услышать мнение пользователей
-0 +2
i
На сайте:
2 года
Город: Москва
Роль: Интересуюсь
06.12.2017 17:37
Phonak kids отвечает пользователю Лента:
Ответ на вопрос первый
Уберечь уши ученика от ненормативной лексики педагога Roger не сможет, а вот от слишком громкого звука защитит. Причем в последнем случае одновременно работают два механизма - в передатчике Roger и в самом слуховом аппарате. В передатчике действует компрессия сигнала, т.е. автоматическая регулировка усиления. Эта же функция дублируется слуховым аппаратом. Кроме того, во время настройки аппарата в него закладывается максимально допустимый уровень громкости выходного сигнала, который ни в коем случае не должен превышать пороги дискомфорта.


Ответ на вопрос второй
Менять соотношение сигналов в пользу окружающих звуков, действительно, не стоит. В предложенном Вами сценарии можно воспользоваться одним из следующих вариантов:
(1) Самый бюджетный. Педагог передает свой Roger Pen поочередно каждому говорящему.
(2) Приобретается дополнительный передатчик - это может быть Roger Pen или Roger Clip-on Mic, который объединяется в сеть с основным передатчиком. Дополнительный передатчик используется учениками.
-0 +2
i
На сайте:
8 месяцев
Город: Москва
Роль: Нарушен слух у моего ребенка
04.03.2018 22:20
Сергей пишет:
Есть ли модели аппаратов Phonak со встроенной поддержкой Roger, то есть без необходимости использовать дополнительный приёмник?
-0 +0
i
На сайте:
2 года
Город: Москва
Роль: Интересуюсь
26.09.2018 14:04
Phonak kids отвечает пользователю Сергей:
Добрый день, Сергей.
Извините за столь долгий ответ (видимо, произошёл сбой в системе оповещений о новых сообщениях).
К данному моменту у Phonak уже появилось новое поколение продуктов - в том числе детская линейка Sky V с автоматическим подключением к Roger, но необходимость приёмника сохраняется.
Моделей аппаратов со встроенной поддержкой Roger нет.
-0 +0
i
На сайте:
8 месяцев
Город: Москва
Роль: Нарушен слух у моего ребенка
27.09.2018 13:18
Сергей отвечает пользователю Phonak kids:
Спасибо за ответ.
В линейке Sky B, которая уже появилась в Европе, такой поддержки тоже не будет?
-0 +0
i
На сайте:
2 года
Город: Москва
Роль: Интересуюсь
28.09.2018 17:37
Phonak kids отвечает пользователю Сергей:
Добрый день, Сергей!
В линейке Sky B встроенной поддержки Roger также нет.
-0 +0
i
На сайте:
8 месяцев
Город: Москва
Роль: Нарушен слух у моего ребенка
27.09.2018 13:30
Сергей пишет:
Ещё несколько вопросов:
1. Так как Roger работает на тех же частотах, что и Wi-Fi сети и Bluetooth, не будет наличие Wi-Fi сетей и активных Bluetooth подключений мешать полноценной работе Roger?
2. Если используется Roger, то используются ли в тот же момент микрофоны самого слухового аппарата?
3. Предположим, что ребенок сидит на первой парте в классе. Есть ли смысл разместить второй Roger Pen в конце класса, например, на подоконнике или подвесить как микрофон сверху, чтобы ребёнок слышал учеников с задних рядов?
-0 +0
i
На сайте:
2 года
Город: Москва
Роль: Интересуюсь
28.09.2018 17:40
Phonak kids отвечает пользователю Сергей:
Сергей, отвечаем на ваши вопросы:
1. Нет, т.к. Roger использует собственный протокол и трехкратное повторение передаваемых пакетов.
2. Микрофоны используются во всех моделях. Соотношение уровня сигналов микрофонов аппарата и Roger настраивается специалистом. Кроме того, в Sky V, снабженных интегрированным в дизайн приемником Roger, возможно использование направленного режима микрофонов слухового аппарата.
3. Это зависит от того, насколько "полезным" будет сигнал, поступающий с задних рядов. Объединить в сеть можно несколько передатчиков-микрофонов. Подвешивать не стоит, т.к. в вертикальном положении Roger Pen будет фокусироваться вверх. Можно, конечно, принудительно включать режим "на столе", но только не забывать об этом.
-0 +0
i
На сайте:
8 месяцев
Город: Москва
Роль: Нарушен слух у моего ребенка
01.10.2018 09:56
Сергей отвечает пользователю Phonak kids:
Спасибо за ответы.

По поводу пункта 2: получается, что когда Roger отключается, то начинает работать обычная программа и никаких дополнительных манипуляций делать не нужно?
-0 +0
i
На сайте:
2 года
Город: Москва
Роль: Интересуюсь
02.10.2018 11:47
Phonak kids отвечает пользователю Сергей:
Сергей, всё верно. Дополнительных манипуляций делать не нужно.
-0 +0
Хотите присоединиться к обсуждению?
Войдите или Зарегистрируйтесь прямо сейчас.