Даже если ребёнок плохо слышит, он способен добиться успеха - и в школе, и в час досуга. Во время обучения слабослышащему ребёнку необходимы внимание и постоянная поддержка родителей.

Обучение

Рубрики: 0 - 6 6 - 12 Все рубрики

Ребёнок с нарушением слуха в пространстве музыки

Музыка и человек … Они связаны между собой, наверное, со времени сотворения мира. С помощью игры на разнообразных инструментах, движений и пения во всех концах нашей планеты люди разных культур выражали всю гамму своих чувств: радость, печаль, надежду, разочарование, горе, восторг …
Ребёнок с нарушением слуха в пространстве музыки

Музыка сопровождает и нашу жизнь. Помимо эстетического наслаждения, музыка оказывает влияние на качество существования всего живого: человека, животных, растений. Многочисленными исследованиями доказано, что воздействие музыки бывает двояким: она может и улучшать, и ухудшать состояние здоровья, ускорять и замедлять рост растений.

Музыка-целительница – это классическая музыка, сущностью которой является мелодия

Музыкотерапия  используется и при лечении заболеваний разных органов, и при лечении психических расстройств.  (Мы не будем останавливаться на медицинском аспекте проблемы – это тема специальной статьи, но знать об этом нужно). Психологи и многие врачи рекомендуют родителям слышащих детей давать прослушивать записи классической музыки  младенцам; эта музыка должна быть тихой, спокойной, мелодичной.

Музыка-разрушитель здоровья – это современная музыка громких ритмов, тяжёлого металла, «музыка отбойного молотка» (по словам молодого современного композитора). В отличие от мелодии такая музыка не только не кореллируют с биоритмами организма, но входят с ними в конфликт, что вызывает у человека заболевания. Кроме того, уже имеется статистика снижения слуха у слышащих людей, которые слушают громкую музыку через плееры.

В настоящее время растёт число глухих и слабослышащих детей, занимающихся музыкой; некоторые  даже учатся  в музыкальных школах.

На наших детей музыка оказывает точно такое же воздействие, как и на слышащих. 

Музыкальное воспитание признано одним из направлений  абилитации и реабилитации детей-инвалидов по слуху

Конечно, наши дети должны иметь возможность воспринимать разную музыку, но в период детства (ранний, дошкольный, младший школьный возраст) превалировать должна мелодия. Именно мелодическая составляющая музыкальной абилитации/реабилитации содействует формированию у глухонемых детей голоса  нормальной высоты и тембра, появлению интонации. Мелодия помогает развивать у детей речевое дыхание, увеличивать его объём.

Каким же образом мелодия выполняет обозначенные здесь функции?

  • Во-первых, детям нужно слушать музыку. Мы рекомендуем это родителям даже самых маленьких глухих детей и всем родителям, обращающимся к нам за консультацией. На первых этапах предпочтительна фортепьянная музыка (без вокала), пьесы разных композиторов. Громкость должна быть нормальной – естественной для уха слышащих взрослых.

Музыка становится неким фоном жизни ребёнка: под музыку он лежит в кроватке, под музыку ест, играет. 

Музыка не должна звучать целый день без перерыва, но может повторяться примерно по часу несколько раз в течение дня. При этом родители не фиксируют внимания малыша на этом звучании, не «заставляют» его слушать музыку, не требуют от него каких-либо действий. Внимание ребёнка не привлекают к источнику звучания, не демонстрируют момент включения звука - ребёнка просто погружают в пространство музыки. Пребывание в мелодии происходит непроизвольно.

С течением времени родители могут заметить у ребёнка какие-то музыкальные предпочтения – это можно будет увидеть по его реакциям: при прослушивании полюбившейся пьесы он может начать улыбаться, даже смеяться, начинать звучать («петь»), активно двигать ножками и ручками и т.д.

  • Во-вторых, детям нужно слышать пение взрослых. Не надо смущаться отсутствием у себя певческого голоса. Ведь каждая мама и бабушка (и даже некоторые папы!) пели бы детские песенки слышащему ребёнку. Это же нужно делать и для ребёнка с нарушенным слухом. При пении ребёнок может находиться на руках, на коленях у поющего или рядом с ним. Желательно, чтобы ребёнок видел лицо взрослого, но этого может и не происходить тогда, когда мама укладывает ребёнка спать и поёт песенку  ему на ушко, потому что он уже без аппарата. Ни в коем случае не следует петь громко – голос взрослого должен быть естественным и тогда, когда ребёнок слушает пение с аппаратом, и когда - без аппарата.
  • Малыша надо ненавязчиво стимулировать к подражанию пению взрослого. Для этого вначале в данной ситуации должен участвовать ещё один взрослый: он располагается с ребёнком против поющего и начинает подпевать ему, побуждая ребёнка делать то же самое. Естественно, что от глухого малыша нельзя ждать точного воспроизведения мелодии, но его «пение» не будет монотонным – со временем в нём можно будет уловить  «движение голоса» по высоте, т.е. станет вырисовываться звуковысотная составляющая  мелодии. Довольно скоро ребёнок начнёт петь вместе со  взрослым самостоятельно.

В пении  слабослышащих детей  мелодия может быть вполне узнаваемой (хотя и не точной) с самого начала, а при систематической практике такого совместного пения музыкальный слух детей будет совершенствоваться. Естественно этот процесс проходит у рано имплантированных детей.

  • Далее. В семье должен быть какой-нибудь музыкальный инструмент. Известно, что не только слабослышащие, но и глухие дети с помощью аппаратов слышат и могут  различать звучание всех  используемых в нашей культуре музыкальных инструментов. Какой именно  инструмент имеется в доме, зависит от материальных возможностей семьи. Это может быть фортепьяно, синтезатор, флейта, дудка, гитара, скрипка, балалайка, домра … Желательно, чтобы кто-то из членов семьи мог играть на одном из этих инструментов. Если никто не умеет, то ради ребёнка надо поучиться хотя бы элементарно играть на самом простом инструменте.
  • Ребёнок стал старше и теперь воспринимает музыку вполне сознательно – он слышит, как папа (мама, бабушка, дедушка, сестра и т.д.) играет, он может сам попробовать играть, т.е. извлекать из инструмента звуки, прислушиваться к ним, экспериментировать. Можно научить ребёнка играть без нот какую-нибудь  коротенькую и очень простую мелодию.
  • Игру на инструменте целесообразно сочетать с пением;  чередовать игру без пения и пение с инструментальным сопровождением. Здесь преимущество перед другими инструментами имеют фортепьяно и синтезатор. Это обусловлено тем, что при использовании указанных инструментов происходит синхронизация движений пальцев по клавишам и звучания голоса: пальцами можно «держать голос» - пока палец (пальцы) удерживает клавишу, голос звучит; голос звучит, пока пальцы «бегают по клавишам». 
Иными словами, голос сопровождает движения рук. Так можно пропевать изолированные гласные звуки, слоги и слова. Это очень важный момент абилитации/реабилитации – в мозге  детей формируется новая структура (модуль), состоящая из четырёх систем: двигательной, слуховой, голосовой, зрительной. 

Все элементы структуры работают синхронно (одновременно): 

  1. двигательная система – ребёнок играет на инструменте; 
  2. слуховая - одновременно ребёнок слышит звучание того, что он играет; 
  3. голосовая -  одновременно ребёнок поёт (и тоже слышит свой голос); 
  4. зрительная - одновременно  ребёнок следит за движениями своих рук, своих пальцев. 

Так в мозге глухого/слабослышащего ребёнка появляется новый модуль, который больше суммы входящих в него частей, и у ребёнка рождается и развивается единый образ того действия, которое он производит в данный момент.


Пение играет огромную роль в процессе формирования у глухих и слабослышащих детей естественной устной речи. Благодаря пению (а также использованию фонетической ритмики):

  •  у детей не возникает дефектов произнесения гласных звуков (а эти дефекты, к сожалению, присущи речи многих глухих); 
  • речь детей становится модулированной, в ней появляется интонация, что способствует социализации наших детей; 
  • дети овладевают ритмическим строем речи, они редко делают ошибки  в выделении ударного слога; 
  • у детей увеличивается объём речевого дыхания. Последний факт особенно важен.    

Дело в том, что  многие глухие дети (и часть слабослышащих) не могут произнести фразу даже из трёх-четырёх слов на одном дыхании – фраза произносится пословно, с очень короткими паузами между словами. Такая речь называется скандированной. Преодолеть этот дефект бывает очень трудно. Конечно, это дефект обучения. Использование пения и фонетической ритмики с самого начала абилитации предотвращают появление этого грубого дефекта и, самое главное, оказывает оздоравливающее действие, поскольку развивается речевое дыхание и лёгкие  детей  работают полноценно.   

У детей с нарушением слуха, как известно, часто нарушено чувство ритма, а оно имеет большое значение для формирования речи (и не только). Существуют различные способы коррекции этого недостатка, и музыке  здесь отводится очень важная роль. Детям следует предлагать слушать разные музыкальные ритмы и выполнять под них соответствующие им движения. Часто это даётся детям нелегко, поэтому вводить ребёнка в тот или иной ритм нужно с помощью совместных действий: можно в такт музыке хлопать ручками ребёнка, ходить с ним за руку, прижимать его к себе во время ходьбы, чтобы он телесно ощущал все изменения движения и соотносил их с характером музыки, и т.д.  

На развитие моторики, двигательной сферы ребёнка влияет ритмичная музыка. Она регулирует процессы ходьбы, бега, прыжков. И мелодичная, и  ритмичная музыка определяют характер танцевальных движений. Музыка содействует упорядочению хаотичных движений у расторможенных детей (которых становится всё больше и среди детей с нарушением слуха).

Музыка содействует развитию у детей эмоций; эмоциональное развитие – это тоже одно из направлений абилитации/реабилитации детей с нарушением слуха. Эмоциональное состояние ребёнка во многом определяет состояние его здоровья. Следовательно, музыкальное воспитание и в данном случае является здоровьесберегающим методом абилитации детей.

Родителям важно знать и о вредном воздействии музыки на организм детей.

На дискотеках, во время концертов, в которых участвуют дети и молодёжь с нарушением слуха, звучит чрезмерно громкая музыка. Ребята получают  акустические травмы даже если они без аппаратов, а особенно – если они в это время с аппаратами. Допускать  звучание такой музыки категорически нельзя. Оглушающий ритм травмирует не только слуховую, но и нервную  систему глухих и слабослышащих. Кстати, такой же вред она наносит и слышащим людям.   

Итак, «жизнь с музыкой»  помогает глухим и слабослышащим детям, начиная с раннего возраста:

  1. овладевать внятной и эмоционально окрашенной устной речью, 
  2. развивать у них музыкальный и речевой слух, 
  3. приобщать к культуре своего народа; 
  4. содействует становлению творческой личности; 
  5. значительно облегчает преодоление барьеров при вхождении в социум.

                                                                  Кандидат педагогических наук Э.И.Леонгард

                                                                                                 

 

Ещё по теме

Хотите присоединиться к обсуждению?
Войдите или Зарегистрируйтесь прямо сейчас.