Даже если ребёнок плохо слышит, он способен добиться успеха - и в школе, и в час досуга. Во время обучения слабослышащему ребёнку необходимы внимание и постоянная поддержка родителей.

Обучение

Рубрики: 0 - 6 6 - 12 Все рубрики

Речевые перемены... к лучшему!

Как «живётся» ребятам в специализированных школах для слабослышащих? Как удаётся совмещать учебу, развлечения и специальные занятия для коррекции слуха и речи? В чём состоит роль учителя-дефектолога? На примере «одного дня из жизни школы» рассказывает учитель-дефектолог МБОУ школы-интерната №10 г. Челябинска Ирина Медведева

Речевые перемены... к лучшему!

«Учителя-дефектологи нашей школы заметили, что конкурсы чтецов, театральная постановка сказок, речевые конференции и слухоречевые перемены будят даже в самых стеснительных и робких ребятах актёрские таланты, чуткость и внимательность по отношению к одноклассникам», - отвечает Ирина Сергеевна. - «Ребёнок, которому предстоит выступать перед аудиторией или передать важную информацию во время эстафеты, чувствует свою ответственность: он должен говорить так, чтобы его поняли. Детям нравится принимать участие в мероприятиях, потому что здесь можно продемонстрировать свои достижения».

Квест для общительных

В декабре 2015 года в школе-интернате №10 г. Челябинска для учащихся среднего и старшего звена прошла слухоречевая перемена «Слушать интересно, говорить легко!». Главная задача – научиться вступать в диалог с самыми разными, в том числе и незнакомыми, людьми. В активном «квесте» по школе оказались задействованы не только ученики и педагоги, но и завуч, вахтер, библиотекарь, медсестра, бухгалтер…

Работа учеников заключалась в выполнении следующих заданий:

  1. Ориентирование по карте школы и нахождение нужной станции;
  2. Организация речевой практики во время бытовых ситуаций: установить контакт с «сотрудниками» станции; задать и получить ответ на вопрос из задания; услышать вопрос от членов жюри и ответить на него; получить в награду букву – часть финальной загадки;
  3. Решение финальной «интеллектуальной задачи» – анаграммы из букв, собранных на всех станциях.

На каждой из семи станций учеников встречали два «сотрудника» - специалист (вахтёр, повар, завуч, библиотекарь, врач, бухгалтер, учитель-предметник) и педагог-дефектолог. Они же вошли в финальный состав жюри и оценивали каждую команду по заранее определенному набору параметров.

Важный момент: вопросы и задания для учащихся не только соответствовали тематике каждой станции, но и были сформулированы доступно для произношения и слухозрительного восприятия учеников.

Помощь и оценка

В Зимнем саду была организована станция «Вопросительная», где ребята могли получить помощь в случае необходимости. Здесь же, после прохождения всех станций, команды решали анаграмму из букв, полученных за правильные ответы задания.

В течение всего мероприятия учеников сопровождал педагог-психолог.

Элементы соревнования, созданные между участниками перемены, содействовали заинтересованности и активности учащихся.

Деятельность учащихся оценивалась по следующим критериям:

  • Внятность речи;
  • Понимание обращённой речи;
  • Соблюдение правил этикета;
  • Наличие слуховых аппаратов у всех учащихся класса.

Во время мероприятия все ребята были захвачены игрой и полны азарта, легко вступали в контакт со взрослыми и между собой, проявляли инициативу и радовались успехам своей команды.

Учащиеся интересовались, будет ли ещё такая «перемена»? Им было интересно узнать имена некоторых сотрудников и факты о школе.

Жюри особенно отметило активную работу учащихся 8 и 11 классов. Все классы, принявшие участие в «квесте», получили грамоты и сладкие призы от учителей-дефектологов.

Команды и роли

Анализируя игру, члены жюри заметили, что почти в каждом классе есть:

  • «коммуникатор» - общительный ученик, который первым вступает в диалог с работниками станции;
  • «переводчик», который слушает вопрос и жестами доносит его до своих одноклассников;
  • «лоцман», который хорошо ориентируется в пространстве и на местности, работает с картой и ведет за собой остальных.
То есть ребята знают и адекватно оценивают свои возможности и возможности своих товарищей, умеют эффективно общаться между собой – и потому успешно справляются с работой в команде.

Больше внеклассной работы

Непривычные условия и новая обстановка – верный инструмент педагогов. Для организации внеклассных мероприятий дети с радостью остаются после уроков, меньше утомляются, преодолевают новые и новые барьеры.  Незаметно для самих себя дети узнают и начинают употреблять новые слова, становятся более общительными и активными. Эти изменения и являются конечной целью мероприятий: через игру и театральное действо дети с нарушенным слухом развиваются гораздо охотнее и быстрее, чем на обычном уроке.

Ирина Сергеевна Медведева, учитель-дефектолог МБОУ школы-интерната №10 г. Челябинска

  • Статья подготовлена Ириной Сергеевной Медведевой, учителем-дефектологом МБОУ школы-интерната №10 г. Челябинска), специально для портала родителей слабослышащих детей Phonak kids.

Ещё по теме

Хотите присоединиться к обсуждению?
Войдите или Зарегистрируйтесь прямо сейчас.