Даже если ребёнок плохо слышит, он способен добиться успеха - и в школе, и в час досуга. Во время обучения слабослышащему ребёнку необходимы внимание и постоянная поддержка родителей.

Обучение

Рубрики: 0 - 6 6 - 12 Все рубрики

Советы для учителей

Основная сложность взаимодействия (особенно в процессе обучения) со слабослышащими детьми – в том, что они не до конца услышали и/или поняли то, что произнёс собеседник. Рекомендации по взаимодействию с детьми с нарушениями слуха.
Советы для учителей, работающих с детьми с нарушениями слуха

Дети должны вас понимать. Вы должны удостовериться в том, что они вас понимают.

Основная сложность взаимодействия (особенно в процессе обучения) со слабослышащими детьми – в том, что они не до конца услышали и/или поняли то, что произнёс собеседник. Поэтому, прежде чем сетовать на несообразительность подопечных, проверьте, правильно ли они поняли задание. Односложные ответы "да" или "нет" не помогут уточнить, насколько точно они восприняли выданную им инструкцию и поняли условия задачи. Попросите их повторить суть задания или своими словами объяснить, что им сейчас нужно будет сделать.

Задавая вопрос или поручая задание, придерживайтесь наших рекомендаций:

  1. Просите ребёнка повторить вопрос или условия задачи.

  2. Избегайте монолога (так ребёнок быстрее отвлекается, а вы можете пропустить момент непонимания).

  3. Избегайте односложных уточняющих вопросов.

  4. Говорите так, чтобы ваше лицо всегда было видно (лицом к источнику света и слабослышащему ребёнку). Не поворачивайтесь спиной к классу.

  5. Прежде, чем озвучить главную мысль/задать вопрос, убедитесь в том, что ребёнок смотрит на вас; если нет - привлеките его внимание.

  6. Сохраняйте зрительный контакт с ребёнком - и когда говорите сами, и когда слушаете его. Повторяйте его слова, особенно, когда он формулирует вопрос.

  7. Старайтесь формулировать предложения максимально естественно, избегайте инверсий и других сложных для восприятия на слух речевых приёмов/фигур. Отвечая на вопрос ребёнка, повторите сам вопрос и используйте в ответе употреблённые им самим слова.

  8. Разговаривая с ребёнком, старайтесь говорить максимально чисто и естественно. Не нужно слишком часто качать головой или размахивать руками. Излишнаяя жестикуляция, чрезмерная мимика и неестественная артикуляция могут только усложнить понимание вашей речи.

  9. Ребёнок может не понять, почему все вдруг засмеялись или расстроились, поэтому постарайтесь сразу же объяснить ему неожиданное развитие событий и особенную реакцию на него.

  10. Если ребёнок не может понять сказанное даже после того, как вы несколько раз повторили фразу, попробуйте:

    • повторить её в более медленном темпе;

    • изменить порядок слов в предложении;

    • заменить непонятое слово синонимом;

    • написать непонятое слово на доске.

  11. Будьте доброжелательны и терпеливы.

Ещё по теме

Хотите присоединиться к обсуждению?
Войдите или Зарегистрируйтесь прямо сейчас.