Блоги

Как воспитать слабослышащего ребёнка? Принять его особенности и помочь стать лучше с помощью развивающих игр, песен и современных педагагогических рекомендаций.

Оксана Гунько
Написать сообщение
На сайте:
1 год
Роль:
Нарушен слух у моего ребенка
23.03.2016
Учеба

Чему учить слабослышащего малыша?

1
838

Ответ прост: тем же понятиям, которые осваивают все дети от 3 до 5. Учитывайте то, что наши малыши воспринимают мир глазами, в первую очередь. А учебная среда не только дома или в кабинете сурдопедагога. Учить малыша можно везде: во дворе, у подъезда, в магазине, в транспорте…

То, что мой сын визуал, я поняла со временем. Он замечал все: форму лужи, напоминающую сердце, спрятанную букву «О» в розетке, цифры на номерах автомобилей. Поделюсь некоторыми примерами из нашего обучения.

Как выучить цвета?

Помню, сурдопедагог предложила нам карточки с цветом и ассоциациями. Что-то вроде, клубника – красная, солнце – желтое и т.д. Каждый цвет мы учили до тех пор, пока сын его не запоминал автоматически. Если учили красный, то сын искал все предметы в доме и на улице этого цвета. Поскольку Гришке очень нравились машинки, то на улице я обращала его внимание на цвета авто.

Так продолжалось до тех пор, пока мы не застряли на синем цвете. Что я только не пробовала: и синее море, и синие баклажаны, и синие дельфины, и синие цветы-колокольчики. Он никак не мог запомнить! Я не понимала в чем дело? Пока меня не осенило во время сборов на улицу!

Как-то мы собирались на прогулку, и я одевала сына. Синяя куртка! Синяя! Каждый раз, когда мы выходили на улицу – я его спрашивала: «Какой цвет?» Запомнил!
И я поняла, что общепринятые ассоциации с цветом, могут быть какими угодно! Но ребенок запомнит только яркие эмоционально и близкие ему ассоциации. Для сына синий — это ЕГО куртка, а черный — это черный кот во дворе, которого так приятно гладить, а не черный карандаш. И коричневый для него был самым легким цветом. Еще бы, ведь он так напоминает шоколад!

Какие формы прячутся в доме?
Формы было проще выучить, чем цвета. Потому что я ему сказала, что формы прячутся везде, их нужно только заметить. Сын принял эту игру и начал искать
прямоугольники: столешница, двери, зеркало в шкафу, книги, ящики комода, диван, телефон;
круги: дно и верх чашки, кастрюли, сковородки, тарелки, цветочного горшка, ведра, тазика, часы на стене и даже колпачок от зубного тюбика;)
овалы: умывальник, зеркало на подставке, овал лица, коврик в прихожей;
квадраты: дверцы морозилки, духовки и антресолей, спинка и сиденье кресла, салфетки, выключатель света.
А на улице еще интереснее! Главное, заговорщицки подмигнуть;) Ведь отгадки начинаются с дверей лифта и ступенек!
И не переусердствовать, конечно. Если ребенок устал, не надо его донимать вопросами.

На что похожа цифра?
Вы помните, что слабослышащие — визуалы? Именно поэтому, сыну легче давались цифры по методике айдетика. Поищите в сети. Её принцип прост – каждая цифра/буква на что-то похожа. Я удивлялась тому, что он не мог сразу запомнить простые ассоциации. И, скажу честно, не всегда хватало терпения объяснять одно и то же. Иногда я чувствовала себя попугаем. Но этот период пройдет быстро. Поверьте!

Как-то я перевернула стул вверх тормашками, чтобы показать ему цифру 4. Он принял это действие, как пример для подражания и начал переворачивать стулья в доме, показывая мне, что понял, как выглядит цифра 4. Карточки с ассоциациями тоже шли в ход.

А потом мы закрепляли цифры:
- во время покупок в супермаркете,
- во дворе, рассматривая номера машин,
- на кухне, рисуя пальчиком на подносе с рассыпанной манкой,
- отправляясь в гости, нажимая номер квартиры на домофоне или код в подъезде.

Самое важное: показать ребенку ценность обучения. Что знания, которые он получает, помогают ему понять окружающий мир. И все же рядом, близко, на расстоянии вытянутой руки! Не все так легко, как кажется. Появлялись мысли, что мой сын никогда не запомнит то или иное понятие. Проходило время, и Гришка выдавал результат. Всему свое время — просто нужно 2 прицепа терпения и локомотив веры, дорогие родители. Чего вам искренне желаю!

Оксана Гунько,
автор проекта "Инфослух"

Фото из домашнего архива, 2008 (сыну 3 года)
Всего 1 комментарий
Обсуждение
i
На сайте:
1 год
Город: Москва
Роль: Интересуюсь
25.03.2016 10:15
Созрел вопрос, скорее к сурдопедагогам: а все ли дети с нарушением слуха - визуалы? Может, кто-то больше опирается на тактильные ощущения?
-0 +1
Хотите присоединиться к обсуждению?
Войдите или Зарегистрируйтесь прямо сейчас.