Блоги

Как воспитать слабослышащего ребёнка? Принять его особенности и помочь стать лучше с помощью развивающих игр, песен и современных педагагогических рекомендаций.

Эмилия Леонгард
Автор уникальной методики формирования и развития речевого слуха и речевого общения у детей с нарушением слуха
Написать сообщение
На сайте:
2 года
Город:
Москва
Роль:
Я специалист (аудиолог)
16.09.2016
Жизнь

Юрий Николенко построил карьеру, завёл семью... Несмотря на нарушение слуха. История жизни.

0
1741
Здравствуйте, сегодня хочу поделиться историей о Юрии Николенко – человеке, который – несмотря на серьёзную потерю слуха – получил хорошее образование, сделал карьеру и нашёл любимого человека.

Статья была опубликована в издании "Донецкие новости" (№52 (1016) 23-29 декабря 2010 года), автор - Ольга Гальская.


«Меня все понимают, я всем нужен»

Юрий Николенко научился жить очень счастливо среди тех, кого судьба одарила прекрасной возможностью слышать звуки этого мира. Он долго и упорно учился и доказал, что жить глухому среди слышащих можно, причем жить счастливо, Ведь так и должно быть, потому что страшнее всего - глухота сердца, глухота души...

Был тонкий музыкальный слух....
"Родился я в Донецке 8 февраля 1981 года в семье горного инженера-электромеханика Николенко Виктора Михайловича и Ольги Васильевны – инженера-экономиста, – рассказывает Юрий Николенко. – Заболел 22 марта 1981 года, так что о детстве до заболевания знаю только со слов мамы: любознательный, говорливый, смышлёный малыш с тонким музыкальным слухом – различал разные мелодии и песни и уже в годик подпевал певцам.

Заболел инфекционным заболеванием. Районные врачи допустили ошибку в диагнозе, задержали в местной больнице. Потом в инфекционном отделении горбольницы им. Вишневского делали всё возможное, чтобы спасти мою жизнь. По окончании лечения, со слов мамы, я был здоров.

Но слух постепенно снижался, и я перестал слышать. Родители пережили шок. Но их ожидал еще больший шок, когда они проехались по интернатам для слабослышащих детей, куда по настоянию врачей должны были отдать меня на обучение и воспитание".

Они однозначно решили, что ребёнок должен быть дома, в семье и воспитывать его должны родители в любви и ласке.

Каждый месяц – экзамен
Когда жизнь преподносит тяжелые испытания, всегда на пути появляются люди, готовые помочь. Такими людьми для Юры и его родителей стала семья Кулаковых из Нижнего Тагила. Галина Борисовна Кулакова рассказала, что обучила своего неслышащего сына Антона по методике Эмилии Ивановны Леонгард и мальчик учился в обычной школе – разговаривал, общался, получал знания, как все слышащие дети.

«С трех лет мы с мамой начали ездить в Москву - два раза в год по месяцу на протяжении пяти лет. Занимались па методике Эмилии Леонгард с сурдопедагогом Анной Чистяковой, - рассказывает Юрий. - Все мои маленькие друзья только начинали ходить в детский садик, а у меня Москва была детским садом. Ежедневные поездки на занятия к сурдопедагогу Анне Чистяковой были нужны, чтобы научиться разговаривать, читая по губам, и воспринимать окружающий мир, как все слышащие. После каждого месяца занятий – экзамен у Эмилии Ивановны. Приезжая из Москвы, полгода отрабатывали с мамой московские занятия: учились говорить, жить и слышать по-новому – неслышаший среди слышащих.

В Москве у меня появилось много друзей среди неслышащих воспитанников Анны Ивановны. Благодаря этой методике все закончили массовую школу, у всех прекрасно сложилась судьба.

Помню Москву во время перестройки: метро, эскалаторы, бананы, советские игрушки... Каждое утро мы ехали на занятия через всю Москву, потому что снимаемая нами квартира была очень далеко от места занятий.

Посещали большой универмаг «Детский мир»; где я терял голову среди моря игрушек. В метро постоянно просил у родителей крупные монеты, чтобы разменять в автомате на более мелкие и «покормить» турникет.

Занятия с сурдопедагогом были с раннего утра: до позднего вечера. Я не понимал, что меня учат общению, думал, что это просто игра.

Нужно быть людьми с железной силой воли, ведь каждое слово нужно было проговаривать сотни раз, чтобы я понимал его и выговаривал. Всех деток учат говорить, но не с таким усердием, как занимались мы с мамой..

Вся моя жизнь – учебный процесс в игровой форме. Только настойчивость и упорство мамы, ее желание научить меня говорить и быть как все помогли мне получить от Эмилии Ивановны направление в массовую школу, закончить ее с золотой медалью, закончить ДонНТУ и стать специалистом».

... Когда в семь лет Юра сдавал очередной экзамен в Москве у Эмилии Ивановны Леонгард, она сказала маме: «У вас очень сильный мальчик», Юра тогда подумал, что сильный физически, ведь он иногда даже дрался со старшими ребятами, защищая девочек.

С годами, он понял, что имела в виду Эмилия Ивановна и что значит сильный духом человек.

Подсматривая в тетрадь соседа..
«Я ни разу не видел школы-интерната для неслышащих людей, не обучен азбуке жестов. Помню, когда мне было шесть лет, мы с родителями ожидали автобус на автовокзале в Запорожье и я впервые увидел людей, общающихся между собой жестами. Я был удивлен, почему их не обучили, как меня, почему они не разговаривают, как все... Так же проще, когда понимаешь всех. Только надо обязательно видеть лицо разговаривающего с тобой человека, – говорит Юрий. – Кстати, я сам принял решение пойти в школу. Родители хотели отправить меня в подготовительную группу садика, чтобы мне было легче. А я уже умел читать и писать печатными буквами, дружил с ребятами во дворе.

В садик к малышам мне не хотелось. Очень хотел в школу. Думая. что и там учеба –игра.

Учеба в школе давалась легко, первые три класса окончил с отличием.

В старших классах началось усиленное изучение новых предметов: физики, биологии,.. Было сложно, много работал самостоятельно с литературой и компьютером.
В классе писал конспекты, подсматривая в тетрадь соседа по парте, то, что не понял или пропустил, искал в учебниках, энциклопедиях, расспрашивал учителей и родственников. В 1987 году окончил школу с золотой медалью. Большая благодарность, честь и хвала моим любимым учителям. Половина медали - их понимание и доброе сердце».

Юрий научился со школьной скамьи бесконфликтной дружбе, понимал и принимал любой необдуманный человеческий поступок.

«Говорил себе, что это не со зла. а по незнанию каких-то жизненных моментов. Так учил в детстве отец. Великодушие не помнит мелочности», – говорит Юрий.
Кстати, друзей у Юрия очень много. И все слышащие. Как и его верный друг – любимая жена Лилия.

«Ждем первенца...»
Профессию Юре выбирали на семейном совете. Учитывая любовь к информатике, он по совету отца поступил в ДОИ на факультет компьютерных информационных технологий и автоматики на специальность «Компьютерные системы медицинской и технической диагностики», где и обучался пять лет.

«Учеба в университете давалась, с напрягом, ведь нужно было осваиваться в новой среде, знакомиться с новыми людьми, с которыми впоследствии крепко подружился. Жил в общежитии, поэтому не было недостатка в общении, друзей было очень много!» – говорит Юрий.

Параллельно с учебой на 5 курсе парень закончил курсы ювелиров. Два года занимался ювелирным делом в различных компаниях Донецке и одновременно учился.
«После института самостоятельно устроился на работу (с испытательным сроком) в Приватбанк в Угледаре. Карьерный рост за шесть лет – от технического инженера до старшего специалиста. Любимое хобби – компьютер. Создал с друзьями городскую сеть, где и познакомился в чате со своей будущей женой Лилией. Дружно живем уже год. Ждем первенца...

Жизнь - сложная штука, у каждого она своя. Ее, как и родителей, не выбирают. Мне здорово повезло в жизни, повезло и с родителями, и с женой –они мои настоящие друзья. Я счастливый человек, меня все понимают, я всем нужен», - говорит Юрий, и в его словах нет ни капли пессимизма, ни капли сомнения...
Хотите присоединиться к обсуждению?
Войдите или Зарегистрируйтесь прямо сейчас.