Блоги

Как воспитать слабослышащего ребёнка? Принять его особенности и помочь стать лучше с помощью развивающих игр, песен и современных педагагогических рекомендаций.

Светлана
Жизнь прекрасна! Но удивительна)
Написать сообщение
На сайте:
1 год
Город:
Москва
Роль:
Я специалист (аудиолог)
08.04.2016
Восприятие

Ошибка вторая. "Мой ребенок путает звуки М-Н, Ё-Ю"

0
1631
Продолжаем разговор)

Во-первых, данные звуки находятся в одном частотном диапазоне. Вы взрываете мозг аудиолога, когда приходите к нему такой проблемой" . Во- вторых, эти звуки на слух не все слышащие дети и взрослые различают. Я в детстве слово "трамвай" произносила, как "траНвай". Ни один взрослый меня ни разу не исправил. Пока я не пошла в школу. И не начала писать. И тогда все увидели.
Что делать? Заниматься. Учить ребёнка различать слова с этими звуками. Не проверять, а именно - учить, обучать этому навыку. Работать над слогами и словами. И забить на изолированное различение этих звуков.
Давайте остановимся тут тоже подробнее. Чем отличается процесс «проверки» навыка слухового восприятия и процесс «обучения»? Мне кажется, что многие родители не чувствуют разницы между обучением и контролем. Ну, с контролем все понятно. В нашей стране с этим проблем никогда не было. А вот с обучением…
Обучение – это процесс передачи знаний и умений другому. Как-то с 8-летним школьником и с мамой разбирались с вопросом: нужна ли нам настройка, если при письме мальчик делает одну и ту же ошибку – хронически путает написание «ё и ю» после согласных. «Клюн» вместо «клён», «клёч» вместо «ключ». Причем во всех словах, слогах и изолированно. Хронически.
Не стали спешить на настройку. Решили сначала поставить точки над «ё» в буквальном смысле, а если не получится, то пойдем бить тревогу к аудиологу.
Начали мы с того, что попытались ответить на вопрос: есть ли слуховая разница между буквами «Ё» и «Ю»? (если бы мальчик ответил – нет разницы, мы бы сразу встали и пошли на настройку). Ребенок разницу слышал. Но чтобы уж наверняка, мы разобрали с ним из каких звуков состоят буквы Ё и Ю. И выяснили, что есть какое-то акустическое сходство со звуками О и У. И если длинно потянуть Йоооооо и Йуууууууу, то разница очевидна. И разница такая же, как между О и У. Для уточнения и уверенности в том, что данная настройка позволяет мальчику слышать разницу между этими звуками, мы выполнили ряд упражнений:
А) запиши слова в два столбика – со звуком «О» и со звуком «У» (дом, лук, стол, стул, и пр. )
*искомые звуки должны находиться под ударением (слова «усы – оса» – не подойдут)
Б) графический диктант: выпиши из услышанного слова только нужную нам букву (ком - _о_, стук - __у_)
Затем аналогичные задания со словами, содержащие звуки Ё-Ю в начале слова.
На следующем этапе мы разобрали с ребенком как на письме обозначается мягкость согласных и выяснили, что буквы Ё и Ю помогают смягчить согласные звуки в середине слова, мы не слышим уже йотированного компонента, но мы слышим мягкий согласный, после которого следует либо О, либо У (мёд, люк). И так далее, поэтапная работа постепенная и последовательная. В результате проведенной работы настройка в конечном итоге ребенку оказалась не нужна. Мы избавили нашего аудиолога от очередной головной боли! J
Итак, основная ошибка родителей и педагогов - хватать ребенка и тащить на настройку при первой же слуховой ошибке. Ребенок раньше не слышал, он имеет право ошибаться. Задача взрослых - разобраться, где не слышит, а где - не понимает.
К чему может привести настройка тогда, когда она не нужна?
Ребёнку будет громко, а эффекта нужного не будет. Любые изменения в привычной настройке влекут за собой адаптацию мозга ребенка к новому звуку. Чем чаще вы меняете настройки Вашему ребенку, тем мозгу все сложней и сложней усваивать информацию. Он вынужден тратить энергию на привыкание к очередным изменениям. И я считаю, что медвежью услугу оказывают пациентам те аудиологи, которые оставляют в процессоре ребенка несколько кардинально разных карт с предложением «выбрать ту программу, которая понравится больше всего». Не понравится ни одна. Потому что мамы нервно начинают щелкать пультом, заставляя ребенка в течение недели адаптироваться то к одной программе, то к другой, то к третьей. Нервы родителей, слезы ребенка, выбешенный аудиолог, который закипает при одном Вашем появлении. Сам виноват
Хотите присоединиться к обсуждению?
Войдите или Зарегистрируйтесь прямо сейчас.