Блоги

Как воспитать слабослышащего ребёнка? Принять его особенности и помочь стать лучше с помощью развивающих игр, песен и современных педагагогических рекомендаций.

Светлана
Жизнь прекрасна! Но удивительна)
Написать сообщение
На сайте:
5 лет
Город:
Москва
Роль:
Я специалист (аудиолог)
08.04.2016
Восприятие

Как определить, когда ребенок после КИ нуждается в настройке, а когда - в коррекционной работе по развитию слухового восприятия, дифференциации схожих по акустическим признакам, звуки?

0
3651
Наболело. Коротко для родителей и педагогов.

Добрый день всем!)

Меня зовут Светлана, по специальности сурдопедагог с аудиологическим уклоном, так сложилась жизнь)
Практический опыт работы у меня разнообразный и объемный, поэтому не могу не сказать, когда есть, что сказать) Сегодня рассмотрим часть проблемы, которая возникает рано или поздно у всех нас - взрослых, рядом с которыми есть Он - Наш малыш после КИ. Итак, поехали)

Типичные ошибки:
Ошибка первая. "Мой ребенок нуждается в настройке, потому что он не слышит звук " Г"
Начинаем выяснять, что имеет виду мама, а то и педагог.
Выясняется, что при предъявлении ребёнку на слух изолированных звуков за экраном, ребенок повторяет не звук "Г" , а нечто схожее.
Давайте разберемся, что у нас происходит здесь. Во-первых, ребенку сразу предлагается открытый выбор.
(Для сомневающихся в своих знаниях родителей:
открытый выбор – это не открытая артикуляция, это список звуков, слогов, слов, о котором ребенок не знает. В отличие от закрытого выбора, когда перед ребенком лежат картинки, либо список слов, ребенок ознакомился с этим списком и ожидает, что Вы сейчас произнесете слово из этого списка)
Открытый выбор всегда сложнее, чем закрытый. Предъявлять его логично детям, которые уже овладели каким-то небольшим словарным запасом. Нелогично предъявлять открытый выбор детям, в словарном запасе которых есть около одного-двух десятков слов. Еще раз подведем итог: мы предлагаем открытый выбор тогда, когда уверены в способностях ребенка воспроизвести то или иное слово без предварительной тренировки. Таким же образом, можно предъявлять и изолированные звуки. Но здесь есть подводные камни, о которых мы продолжаем говорить ниже.
Выясняем дальше. Оказывается, в речи ребенка искомый звук отсутствует в принципе. Он его не выговаривает. Как проверить, звука нет в речи, потому что он его не слышит или это проблема незрелости артикуляционного аппарата?
Давайте здесь тоже остановимся. Большинство родителей, и даже часть сурдопедагогов и логопедов совершенно серьезно не чувствует разницы между: «слышу и понимаю» и «говорю».
Задаю вопрос родителю: Что понимает Ваш ребенок? В ответ слышу: он говорит ав-ав, мяу, дай, на, мама, баба.
Будем разбираться медленно.
Процесс понимания речи у нормально слышащего малыша начинает развиваться с первых дней его жизни. Сначала малыш узнает на слух голос мамы и чужие голоса, потом узнает голоса папы, бабушки и близких людей, учится отличать интонацию речи. Это выражается в комплексе оживления при появлении в окружающем его мире звука знакомого голоса, изменении настроения при смене интонации взрослого.
К месяцам 6-8 малыш понимает простые вопросы: А где у нас мама? А кто там пришел? А куда киса побежала? А где часики тикают?
Как ведет себя малыш, когда ему взрослый задает такой вопрос? Он не отвечает распространенной фразой: «Мама у нас на кухне папе ужин готовит.»
И было бы нелепо ожидать такого от малыша. Но как мы понимаем, что наш ребенок нас понимает? Он поворачивается в сторону мамы (папы), смотрит в сторону убежавшей кисы, показывает пальчиком на часы на стене.
Наш ребенок не говорит еще. Он он нас понимает!
Таким образом, у ребенка сначала развивается слухоречевая зона коры головного мозга. Мозг накапливает информацию о родном языке.
Когда малыш начинает говорить?
С 5-6 месяцев у ребенка начинает активироваться речедвигательная зона коры головного мозга. Начинает работать артикуляционный аппарат, ребенок начинает «лепетать». В его речи спонтанно появляются разные слоги, которые он произносит еще неосознанно, его лепет еще ничего не означает. Первые слова оформляются примерно к годовалому возрасту.
В норме к 12 месяцам в словарном запасе ребенка должны быть до 15 лепетных слов (мяу, ав, дай, пока, на, мама, и т.д), в это же число входят собственно изобретенные слова ребенка, которыми он обозначает конкретный предмет.
А что происходит в это время со слухоречевой зоной? А она ушла далеко вперед. И мы с нашим малышом уже можем разговаривать о жизни, и о мире.
Когда моему племяннику был год, мы с ним лежали на природе, закинув ногу на ногу и рассуждали о жизни.
- Глебка, жизнь хороша?
- Дя!
- Отлично лежим?
-Дя!
- А спать пойдем?
- Нек! (это было у нас «нет»)
Был и такой момент:
- Глебка, сбегай, повесь магнитик на холодильник! (ребенку было 11 месяцев.) Длинная и сложная речевая инструкция была выполнена.
Итак, к 12 месяцам у ребенка пассивный словарный запас в сотни раз превышает его активный словарь. Он понимает практически полностью обращенную к нему речь взрослого, а воспроизвести может всего пару десятков лепетных простых слов.
Точно такой же процесс происходит у нашего ребенка после КИ. Поэтому на вопрос специалиста: «Что понимает Ваш ребенок?», необходимо отвечать грамотно. Ответ на этот вопрос даст серьезную информацию специалисту о том, насколько нормально протекает у Вашего ребенка послеоперационный период. Если спустя 8-10 месяцев после операции Вы со своим ребенком разговариваете исключительно устной речью и не задумываетесь о том, как ему объяснить - что значит «принеси шапку и варежки, мы пойдем гулять», то Вас можно поздравить, процесс восстановления слуховой функции у Вашего ребенка протекает успешно. Если же на вопрос специалиста Вы не можете ответить, или твердо говорите – он ничего не понимает, то это повод серьезно задуматься о причинах, и одной из причин может быть настройка.
А теперь возвращаемся к звуку «Г», который по Вашему мнению, не слышит Ваш ребенок.
Как проверить - он не слышит звук «Г» или он его просто не выговаривает?
Проверить очень просто. Положить перед ребёнком карточки с буквами или картинками, которые будут обозначать нужные нам звуки. И попросить его показать пальцем ту картинку, которая соответствует нужным нам звукам. Это называется – проверить слуховое восприятие в закрытом выборе. Если ребенок показывает верно все звуки, то проблема не в настройке. Это работа логопеда. Этот звук нужно просто поставить. Вот и все. J
На настройку бежать не нужно. Особенно, если Вы живете в Комсомольске-на – Амуре, а Ваш аудиолог находится в Москве. J
Хотите присоединиться к обсуждению?
Войдите или Зарегистрируйтесь прямо сейчас.