Блоги

Как воспитать слабослышащего ребёнка? Принять его особенности и помочь стать лучше с помощью развивающих игр, песен и современных педагагогических рекомендаций.

Наталья Шадрина
Психолог
Написать сообщение
На сайте:
7 лет
Роль:
Интересуюсь
16.09.2016
Общество

Мама, надо мной смеются!

6
9800
Тема насмешек и издевательств в школе действительно достаточно частая и травматичная. Мне, как психологу, нередко приходится сталкиваться с этой темой в работе. Такие ситуации вызывают много неприятных чувств: обиды, раздражения, а иногда и бессилия, в этот момент хочется поддержки и помощи. Но с этим можно обходиться и исправить положение тоже можно.
Как правило, объединяет детей, подвергшихся насмешкам не какая-либо видимая особенность, как, например, слуховой аппарат, или низкий рост, или неправильное выговаривание звука, а собственное отношение к своей особенности. Часто нужно разбираться именно в том, как ребенок сам относится к тому, что имеет слуховой аппарат. Зачастую, ребенок чувствует себя неполноценно, стесняется своей особенности, пытается ее скрыть, не принимает ее, ругает , критикует себя за то, что он не такой как все, именно это влияет на особенности контакта со сверстниками.
Что же делать, если ребенок жалуется на то, что над ним смеются? Первое, на что надо обратить внимание родителям, это на то, как они сами реагируют на факт издевательства. Реакция родителя может быть как полезной для ребенка, так и деструктивной. Полезной реакцией можно считать поддержку. Не оценивайте то, что произошло с ребенком и его действия по отношению к обидчикам, как хорошие или плохие, это может только поддержать собственную критику ребенка по отношению к себе. Самым хорошим лекарством станет просто поделиться чувствами по поводу происходящего. Выслушайте то, как чувствует себя ребенок, когда одноклассники его обижают и поделитесь своими чувствами по отношению к происходящему. Чем меньше будет критики в ваших словах, тем больше будет принятия себя у вашего ребенка, а как следствие появится устойчивое положительное отношение к своей особенности и это будет транслироваться и другим. Также можно оказать действенную помощь, только такую, которую ждет сам ребенок. С ним важно обсудить этот вопрос для того, чтобы помощь не оказалась "медвежьей услугой".
Всего 6 комментариев
Обсуждение
i
На сайте:
8 лет
Город: Москва
Роль: Нарушен слух у меня
16.09.2016 12:03
Ника пишет:
Наталья, здравствуйте!

"Как правило, объединяет детей, подвергшихся насмешкам не какая-либо видимая особенность, как, например, слуховой аппарат или низкий рост или неправильное выговаривание звука, а собственное отношение к своей особенности. "

Мне есть, что сказать :)

У меня с "собственным отношением к своей особенности" всё было хорошо, но насмешки время от времени появлялись - с появлением новых авторитетов в классе, с моим переходом в другую школу и т.д.

Я думаю, что это связано с обычным бытовым раздражением. В нашем случае - на то, что кто-то (ученик с нарушенным слухом) что-то переспрашивает / не слышит заданного кем-то сзади вопроса (и в этот момент выглядит игнорирующим).

В этот момент агрессор может не относиться плохо к этому человеку, но просто "зацепиться" за раздражающий фактор, обозвать его глухим - дальше цепочка закручивается уже в зависимости от поведения ребёнка.

Когда мы видим человека со сломанной рукой, его disability очевидна. Когда человек переспрашивает, нас раздражает, то что он "невнимательный, рассеянный, не обращает на меня внимания" и т.д. То, что он плохо слышит - даже если вы об этом знаете - в момент особенно плохого настроения, например, улетучивается из головы. И смягчающим фактором не служит. За это время многие успевают наговорить слабослышащему человеку то, что он может и принять на свой счёт, а может и нет!

Думаю, тут важно как-то объяснить ребёнку, как отделять проблемы окружающих от своих особенностей. И научить давать отпор. Но "как"? :)
-0 +0
i
На сайте:
7 лет
Роль: Интересуюсь
16.09.2016 13:10
Наталья Шадрина отвечает пользователю Ника:
Конфликтные ситуации бывают разными, нужно разбираться отдельно в каждом конкретном случае. Кто-то более эмоционально устойчив в момент конфликта, кто-то менее. В конфликте вообще находиться непросто. Согласна, что нужно научиться давать отпор, и речь уже идет об отстаивании собственных границ. Важно научиться находиться в отношениях (конечно, не со всеми, а с тем, кто важен для нас) и отстаивать свои права и точку зрения. В детском возрасте мы сталкиваемся с этим впервые и учимся обходиться с этим, а первый опыт всегда непрост.
Эта тема достаточно обширная. Но, если взять Ваш, Ника, пример, когда одноклассники забывают или игнорируют то, что Вы хуже слышите, то, конечно, границы "сдвигать" нельзя. Каждый раз нужно будет напоминать о том, что Вы именно такая, и это не изменится, и что Вы будете чаще переспрашивать, а иногда можете совсем не услышать, но вряд ли это может повлиять на Вашу дружбу.
Если говорить вообще про отпор, то защищаться, безусловно, нужно. Реакция должна быть соизмерима с импульсом в вашу сторону. Так, если к вам идут "с кулаками", то говорить в этой ситуации, что драться нехорошо, не стоит. Драться нехорошо, а защищаться можно. Но если конфликт словесный, то лучше пользоваться "Я-высказываниями".
-0 +0
i
На сайте:
8 лет
Город: Москва
Роль: Интересуюсь
20.09.2016 12:36
Меня иногда смущает другая крайность - встречаются случаи, когда слишком агрессивно "отстаиваются границы", так, что даже и общение построить невозможно. Чувствуешь себя как на минном поле.
Что с таким ребенком делать?
-0 +0
i
На сайте:
7 лет
Роль: Интересуюсь
20.09.2016 16:28
Тема детской агрессивности также достаточно обширная. Если мы говорим о помощи семьям, где ребенок реагирует именно так, то есть несколько общих рекомендаций.

Для начала нужно обратить внимание на возраст ребенка. Часто агрессивное поведение сопровождает возрастные кризисы (трех лет, 6-7 лет, и подростковый кризис). Это естественное поведение в данный период и связано с появлением новых потребностей, который по каким-либо причинам не удовлетворяются. Здесь хорошо оставаться спокойным в любой ситуации и с пониманием и поддержкой относится к ребенку. Постарайтесь понять потребности ребенка в данный момент. Не забывайте и о запретах там, где они важны, будьте в них последовательны.
Также важно обратиться за консультацией к неврологу. Возможно, ребенку нужна медикаментозная подпитка нервной системы. Как правило, если агрессивное поведение не связано с эндогенными нарушениями, то провоцирующим фактором может служить как влияние семьи, так и влияние другого окружения ребенка. В детском возрасте репертуар поведения достаточно скуден, поэтому, если предложить ему альтернативу, ребенок с удовольствием пойдет на контакт в позитивном ключе.
Вот некоторые правила поведения с агрессивным ребенком:
- Не акцентируйте свое внимание и внимание окружающих на легком агрессивном поведении ребенка.
- Принимайте чувства ребенка, особенно негативные, но оценивайте поступки. Выражение понимания чувств ребенка может быть таким: "Я понимаю, что тебе обидно!"
- Давайте понять ребенку, что вы любите его даже тогда, когда он поступает неправильно.
- Поддерживайте дисциплину, выполняйте установленные правила.
- Направьте энергию ребенка в нужное русло, например, на тренировки по плаванию.

Если агрессивное поведение ребенка носит хронологический характер и самостоятельно справиться с ситуацией не получается, то нужно более серьезно подойти к проблеме и обратиться к психологу.
-0 +0
i
На сайте:
7 лет
Город: Санкт-Петербург
Роль: Нарушен слух у моего ребенка
27.12.2016 15:24
Наталья, здравствуйте!

А мы столкнулись с такой ситуацией. Слуховые аппараты дочка одела 2 года назад. Конечно, я волновалась как будут выстраиваться отношения у моего ребенка и одноклассников. Боялась агрессии с их стороны, насмешек. И вот, настал день, когда она впервые пошла в школу в аппаратах. Я у неё поинтересовалась, что она ответит если дети спросят про аппаратики. Дочка была в недоумении: "скажу, что слуховые аппараты!" И тут мне стало неудобно перед ребенком. Это я пыталась сделать из неё "особенную". А позже она стала "супер-девочкой". Дети просили примерить аппараты и восхищались её супер слухом.
-0 +0
i
На сайте:
7 лет
Роль: Интересуюсь
04.01.2017 23:17
Наталья Шадрина отвечает пользователю Синица Марина:
Марина, здравствуйте! Здорово, что Вы поделились своей историей. Всегда радостно знать, что у кого-то не возникает сложных чувств, связанных со своими особенностями и выстраиваются достаточно хорошие отношения с окружающими. Очень вдохновляющий рассказ!)
-0 +0
Хотите присоединиться к обсуждению?
Войдите или Зарегистрируйтесь прямо сейчас.

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.