Блоги

Как воспитать слабослышащего ребёнка? Принять его особенности и помочь стать лучше с помощью развивающих игр, песен и современных педагагогических рекомендаций.

Эмилия Леонгард
Автор уникальной методики формирования и развития речевого слуха и речевого общения у детей с нарушением слуха
Написать сообщение
На сайте:
2 года
Город:
Москва
Роль:
Я специалист (аудиолог)
19.12.2016
Жизнь

Скоро праздник

0
655

Скоро наступит радостный праздник – Новый год. Прежде всего, это детский праздник. Маленькие дети, даже слышащие, конечно, не представляют себе смысл этого праздника – новолетие, т.е. переход в новый временной период, в новое лето, т.е. новый год. Им просто весело, т.к. кругом наряженные ёлки, сверкают огни, из витрин на них смотрят необыкновенные игрушки, кругом суетятся люди с покупками.

Распространённое желание родителей – накупить детям как можно больше игрушек, в том числе – ёлочных украшений. И это большое заблуждение: дети гораздо больше любят то, что сделано их руками. Поэтому мы рекомендуем родителям подготовить необходимый материал, из которого можно будет сделать разнообразные игрушки, чтобы потом повесить их на ёлку.

Совместная деятельность взрослого (взрослых) и ребёнка проходит в атмосфере радости и некоторого таинства.
Такую «работу» можно начинать с малышами от полутора-двух лет и продолжать в течение всего дошкольного периода, да и в школе. При изготовлении игрушек обычно используют бумагу, картон, природный материал, пластилин (глину), кусочки ткани, ленточки, клей, краски, ножницы и т.п.

Участие детей в этом процессе зависит от их возраста.
  • Самые маленькие наблюдают за творческим процессом взрослого, дают ему нужные предметы, а затем с помощью взрослого оставляют на изготовленной игрушке свой след: краской проводят линии или ставят точки и т.п., т.е. раскрашивают игрушку.
Важно помнить, что в течение всего процесса взрослый сопровождает свои действия речью: «Вот, я взяла бумааагу …, взяла нооожницы…, вырезала кружооок …, давай покрасим кружок красной краской …» и т.п.
Глухой малыш не знает этих слов (слышащий тоже не знает), но он оказывается в потоке звучания, в потоке речи, которую он ощущает с помощью аппаратов или имплантов, и со временем он вычленяет слова, которые обозначают наиболее интересные для него предметы или действия.
Красивый готовый кружок взрослый вместе с ребёнком вешает на ёлку.
  • Чем старше дети, тем активнее их участие в этой деятельности: они не только делают игрушки по замыслу родителей, но придумывают их сами.
Создавая украшения, дети узнают много новых слов – и названий предметов, с которыми они действуют, и названий действий, и названий цвета, формы, величины, и названия готовых игрушек. Эти слова и фразы дети воспринимают слухо-зрительно или на слух, а также с включением письменной речи, но в малых дозах, чтобы не разрушать атмосферу волшебства.

Но праздничное настроение и праздничные действия этим не ограничиваются.
  1. С детьми нужно петь песенки. Песни поёт кто-то из членов семьи, ребёнок слушает, потом его «втягивают» в совместное пение. Песенки должны содержать простую лексику, чтобы ребёнку был понятен общий смысл и хотя бы часть слов. Во время совместного пения целесообразно брать ребёнка за ручки и в такт песне покачиваться в стороны; лицо взрослого должно выражать различные эмоции в соответствии с содержанием песни. Петь можно и нескольким членам семьи, можно водить хоровод и петь. Некоторые песни можно сопровождать хлопками или какими-то другими движениями. Во время пения не нужно требовать от ребёнка точного воспроизведения мелодии – это даётся не сразу. Но ребёнок ощущает музыку и получает от этого удовольствие. Чем старше дети и чем более развит их музыкальный слух, тем точнее они передают мелодию и ритм музыкального произведения и тем больше песен они могут петь сами.
  2. Вокруг или около ёлочки нужно обязательно и попеть, и поводить хоровод, и потанцевать. Конечно, и пение, и танцы желательно исполнять под аккомпанемент какого-либо инструмента. Мы уже писали о том, что ребёнку очень важно играть на одном из музыкальных инструментов. Родителям нужно иметь это в виду и при первой материальной возможности приобрести ксилофон или флейту (не говоря о более дорогих инструментах). На «худой конец» можно петь и танцевать под запись мелодии на диске.
  3. Около ёлки принято читать стихи. В зависимости от возраста и уровня речевого развития ребёнка стихи могут быть короткими с достаточно примитивным словарём, но всё же ритмичными и интересными для ребёнка. С возрастом объём стихотворений увеличивается. Но следует помнить, что ребёнок должен получать удовольствие от чтения стихов, а не «выполнять норму». Поэтому сначала выразительно читает стихи взрослый; содержание стихов должно быть доступно ребёнку. Потом взрослый и ребёнок эмоционально читают стихи вместе (сопряжённо), затем ребёнок читает их самостоятельно. Разумеется, всё это происходит не в один и тот же день Если ребёнок уже умеет читать, то он для запоминания текста он опирается на чтение.
  4. В праздничные дни желательно приглашать в гости детей и устраивать им настоящий праздник с пением, танцами, стихами и подарками, сделанными руками самих детей, с фокусами (это творчество родителей). Ну, и, конечно с праздничным чаем. Не нужно тратить деньги на дорогое угощение – оно может быть скромным, но красиво оформленным.
Главное для детей – это радость от интересных выступлений, совместных игр, общения друг с другом. Важна атмосфера доброжелательности и любви, которая воспитывается и во время таких встреч.
Хотите присоединиться к обсуждению?
Войдите или Зарегистрируйтесь прямо сейчас.