Блоги

Как воспитать слабослышащего ребёнка? Принять его особенности и помочь стать лучше с помощью развивающих игр, песен и современных педагагогических рекомендаций.

Эмилия Леонгард
Автор уникальной методики формирования и развития речевого слуха и речевого общения у детей с нарушением слуха
Написать сообщение
На сайте:
3 года
Город:
Москва
Роль:
Я специалист (аудиолог)
01.04.2019
Помощь

Вибрационная чувствительность и реабилитация после КИ

1
281

На одной из интернет-страниц прозвучал вопрос:

По какой методике реабилитировать ребенка после кохлеарной имплантации?

В ожидании операции стараюсь продумать предстоящую реабилитацию.
Вот что я нашла. Есть замечательная методика Эмилии Ивановны Леонгард. Методика разработана для интеграции детей с нарушением слуха в наше общество. Методика эффективная и… И, мне кажется, не подходящая для реабилитации детей после кохлеарной имплантации.
Почему? Потому что ребенок с кохлеарным имплантом хорошо слышит. А часть упражнений в методике Э.И.Леонгард направлена на развитие компенсаторных навыков. Например, вибрационной чувствительности.
Зачем нам делать акцент на развитии вибрационной чувствительности если ребёнок нормально слышит?

Для общего развития? Согласна.
Только надо ли этому уделять много времени.

Люди! Поправьте меня если я не права. Наверняка среди вас есть те кто изучал эту методику.


Постараюсь ответить на этот вопрос.

В нашем теле нет ничего лишнего, и все органы чувств должны «работать». Внешний мир воздействует на организм человека многообразно, в том числе и давлением среды на поверхность тела человека. Одним из источников информации об окружающей среде являются вибрации.
Учёными установлено, что звуковые волны оказывают двойное воздействие на кору головного мозга человека: через слуховой рецептор и через механизм вибрационной чувствительности. При восприятии колебаний звуковой волны вибрационная и слуховая чувствительность имеют много общего. Но слуховые ощущения отражают звуковые свойства этих колебаний и возникают при действии звука на расстоянии. А вибрационные ощущения отражают действие звуковых волн на ткани, и это действие должно быть контактным: она воспринимается при соприкосновении звучащего предмета с тканью тела или при наличии резонанса (он оказывает давление на ткани нашего тела). Возбуждение вибрационных механизмов тела имеет значение для усиления как слуховых, так и тактильных ощущений. Определенной чувствительностью к вибрации обладает и вестибулярный аппарат.
Существуют различные источники вибраций: природные явления (колебание водных и воздушных масс, земной коры) и созданные человеком (различные моторы, двигатели, тракторы, грузовые автомобили, мотоциклы, мопеды); транспортные вибрация от проходящего трамвая и т. п.; вибрация в жилых помещениях и общественных зданиях от внутренних источников (лифты, холодильники).
Вы видите, какое значительное место в нашей жизни занимают вибрации и как наличие вибрационной чувствительности расширяет наши представления о мире, в котором мы живём.
Развитие вибрационной чувствительности содействует обогащению сенсорного - чувственного опыта детей, и они знакомятся с новыми свойствами знакомых объектов (предметов). С помощью вибрационной чувствительности ребёнок может узнавать о том, что не находится в поле его зрения: по дрожанию земли определяет, что едет поезд; по лёгким вибрациям пола – работу холодильника в соседнем помещении; по вибрации корпуса мобильного телефона – что кто-то звонит, и т.д. Одновременно происходит и расширение словаря ребёнка, развитие его речи.
Именно поэтому в нашу программу включены упражнения по развитию вибрационной чувствительности. На её развитии не «ставится акцент» (почему Вы так решили?) и этому не уделяется «много времени» - Вы расширяете круг представлений ребёнка об окружающем его мире и обогащаете его чувственный опыт!

Уважаемая читательница!
Вы пишете, что после кохлеарной имплантации ребёнок «хорошо слышит». После операции у ребёнка появляется прекрасная возможность хорошо слышать. Но ведь он не становится нормально слышащим – у всех детей имеется лёгкая степень тугоухости. И если с ребёнком не проводится специальная работа по развитию речевого слуха и развитию речи ребёнок плохо понимает речь на слух, в его произношении много дефектов, в связной речи имеется много аграмматизмов (нарушений согласования слов в предложении). Поэтому не только нами, но учёными и практиками-сурдопедагогами всего мира доказана и утверждена необходимость проведения слухоречевой абилитации или реабилитации всех детей после кохлеарной имплантации. И эта работа должна проводиться в течение многих лет. Тогда мы имеем прекрасные результаты и в развитии слуха, и в развитии речи, и в когнитивном (умственном) развитии детей, и в их социализации.

Я желаю Вашему ребёнку жизни, полной интересных открытий, интересного общения с людьми, приобретения интересной профессии, удовлетворения от того, что он будет делать, счастья в семье! А чтобы мои пожелания превратились в реальность, желаю Вам грамотно помогать ему на всех этапах его развития.




Photo by Jonas Mohamadi from Pexels
Всего 1 комментарий
Обсуждение
i
На сайте:
4 года
Город: Нижний Новгород
Роль: Нарушен слух у моего ребенка
04.04.2019 11:48
Ниёле пишет:
Добрый день.согласна с ответом полностью, у моего ребенка частичная потеря слуха, и даже когда мы одели аппараты,сурдопедагог занимаясь с ним использовала тактильные упражнения. звуки проговаривали с прикосновением и это работало лучше всего.
-0 +0
Хотите присоединиться к обсуждению?
Войдите или Зарегистрируйтесь прямо сейчас.