Слышать и понимать сказанное – значит иметь постоянную «живую» связь с окружающими людьми и миром. В развитии ребенка слух играет особенную роль: именно слушая, ребенок учится различать звуки, имитировать их, понимать разные голоса и, соответственно, благодаря слуху он учится говорить сам. Часто слух воспринимается как нечто само собой разумеющееся, и редко кто-либо задается вопросом: «Зачем человеку нужен слух?». Но его снижение может стать реальной проблемой, ведь ухо – это не просто один из органов чувств человека. Воспринимаемая ухом информация играет важнейшую роль в формировании навыков общения, поведения и характера в детском возрасте.
Проблема ранней детской тугоухости в России стоит достаточно остро. В настоящее время в Российской Федерации насчитывается более 12 млн. человек с нарушениями слуха, в том числе детей и подростков около 1,3 млн. человек. Считается, что на каждые 1 000 физиологических родов приходится рождение одного глухого ребенка. У 20–40 детей из 1 000 новорожденных, нуждающихся в интенсивной терапии, имеются глухота или выраженные нарушения слуха* (*http://www.rsmu.ru/fileadmin/rsmu/img/fuv/c_lor/met_rekomendacii.pdf УНИВЕРСАЛЬНЫЙ АУДИОЛОГИЧЕСКИЙ СКРИНИНГ НОВОРОЖДЕННЫХ И ДЕТЕЙ ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ, Н.А. Дайхес, С.В. Яблонский, А.В. Пашков, И.В. Наумова).
С 2008 года в России реализуется Президентская программа "Дети России" (целевая программа "Дети-инвалиды"), в рамках которой сформирована единая система раннего выявления нарушений слуха у новорожденных в родильных домах и детских поликлиниках. Согласно Приказу Минздравмедпрома РФ от 29.03.96 №108 "О введении аудиологического скрининга новорождённых и детей 1-го года жизни" проверка слуха (аудиологический скрининг) стала частью обязательного обследования новорожденного, наравне с общими осмотрами, анализами крови и взвешиванием при выписке из роддома.
В настоящий момент до 100% родильных домов России имеют соответствующее оборудование для проведения аудиологического скрининга новорожденных методом регистрации отоакустической эмиссии (ОАЭ). При неудовлетворительном результате (ОАЭ не регистрируется) проводится второй этап исследования –регистрация коротколатентных слуховых вызванных потенциалов (КСВП) – в детской поликлинике по месту жительства ребенка.
Поскольку основное развитие слуховых и мозговых центров ребенка проходит в первые 18 месяцев жизни ребенка, раннее выявление факторов риска по тугоухости и глухоте имеет критическое значение для развития речи и обучения ребенка.
Успешность реабилитации слабослышащих детей, во многом зависит от того, насколько рано выявили проблему снижения слуха.
Человеческое ухо способно слышать звуки в диапазоне от 16 Гц до 22 кГц при передаче колебаний по воздуху и до 220 кГц при передаче звука по костям черепа. Эти волны имеют важное значение в жизни – так, например, звуковые волны в диапазоне 300—4000 Гц соответствуют человеческому голосу. Если человек не слышит или перестает различать некоторые частоты или не может различать звуки с низкой амплитудой, значит у него нарушение слуха. Ключевым фактором здесь как раз-таки является речь: термин «слабослышащий» обычно употребляется к тем, кто частично потерял способность различать звуки на частотах человеческой речи. Таким образом, в отличие от глухих детей (с наиболее выраженной степенью потери слуха), слабослышащие дети не воспринимают лишь небольшой диапазон частот. Это затрудняет речевое развитие слабослышащих детей, но успешно корректируется при вовремя начатой реабилитации.
Возраст ребёнка |
Реакция ребёнка |
2-3 недели после рождения |
Редко реагирует на фоновый шум, человеческий голос, но вздрагивает или замирает при слишком громком, резком звуке. |
1-2 месяца после рождения |
Поворачивается в сторону слышимого звука, даже если не может понять, кто или что его издаёт. Выделяет мамин голос среди прочих. |
2-3 месяца |
Сам издаёт звуки, пытается найти источники слышимых звуков. |
Приблизительная мировая статистика скрининга новорождённых свидетельствует о том, что из 1000 детей 1-2 рождаются с уже существующим снижением слуха (которое может быть следствием унаследования от матери определённого гена, осложнённых родов, инфекционными заболеваниями, перенесённых матерью во время беременности). В первые два года жизни ещё двое могут потерять слух в результате воспаления среднего уха (отита) и других заболеваний (ОРЗ, грипп, менингит), сопровождающихся подобным осложнением; воздействия резкого шума и т.д.
Осознание того, что ребенок плохо слышит, может стать для родителей сильным потрясением. Но вы не одиноки – многие уже сталкивались с подобной проблемой до вас. Для того, чтобы помочь ребенку, сначала необходимо признать, что снижение слуха – это реальность, и узнать, какие меры необходимо принять, чтобы позволить ребенку жить полноценной жизнью, невзирая на потерю слуха.