Нарушения слуха – один из самых часто встречающих врожденных дефектов. С помощью специальных тестов было выявлено, что
тугоухость встречается в среднем в 1 случае на 650 новорожденных. |
Практически с рождения все дети начинают произносить гласные звуки. Эти звуки быстро приобретают множество интонационных оттенков. Пока ваш ребенок не произнесет первое слово, он будет общаться с помощью жестов, иногда даже не открывая рта, издавать множество гласных звуков с богатой эмоциональной окраской. Удивительно, но скорее всего, вы будете прекрасно понимать ребенка.
Тем не менее, если слух отсутствует не полностью, его нарушения часто принимают за задержки умственного развития. То есть, слуховые образы формируются, но их недостаточно для правильного развития речи и правильной ориентации в звуковом пространстве. Малыш не может повторить то, чего он не слышит. В первую очередь, это относится к согласным звукам. Чаще всего снижение слышимости при большинстве типов тугоухости происходит в верхнечастотной части речевого диапазона, к которой как раз и относятся согласные звуки.
Первые слова слабослышащий ребенок произносит гораздо позже и зачастую неправильно – без тех же согласных звуков. В случае глухоты звуки напоминают однообразное и спонтанное мычание без интонации.
Всё это проявляется на первом году жизни и обычно заставляет родителей обратиться к врачу
Чем раньше заподозрена и диагностирована тугоухость, тем больше шансов найти причину и возможность устранить её. |
Существует еще ряд факторов, по которым родитель может сам определить нарушение слуха у новорожденного. Например, по тому, как как хорошо он локализует громкие и резкие звуки.
Человек способен определять местоположение источника звука практически с рождения. Эта способность называется «локализация» и осуществляется благодаря тому, что мы слышим двумя ушами (бинаурально). Обычно новорожденные начинают двигаться или широко открывают глаза, когда слышат громкий звук. Это – «реакция вздрагивания». Многие громкие и резкие звуки могут вызвать этот рефлекс.
Когда младенцу исполнится 5 или 6 месяцев, вы сможете с большей точностью узнать, способен ли он определить источник звука. Услышав даже тихий звук или шепот позади или сбоку от себя, ребенок должен сразу повернуть голову в направлении источника звука.
Важно не только выяснить, реагируют ли младенцы на очень громкие звуки, но и понять, насколько хорошо ребенок реагирует на тихие звуки (в том числе, речевые, например, «с»).
В течение первого года жизни ребенок совершенствует свои слуховые навыки. Его внимание начинают привлекать любые источники звуков в доме: дверной звонок или телефон, другие дети, музыкальные игрушки или речь.
Выявление нарушений слуха в самом раннем возрасте и правильный подбор слуховых аппаратов очень важны для последующего развития ребенка. Очень важно вовремя начать лечение тугоухости и для того, чтобы речь ребенка развивалась соответственно его возрасту.