«"Прикасаемые" –история о людях, которые получают информацию из силы ветра и влажности воздуха, из человеческих рук и мимики и из каждого живого прикосновения, – так обозначил идею постановки её автор, художественный руководитель московского «Театра Наций» Евгений Миронов. – Эти люди не видят и не слышат, но они умеют использовать для жизни то, что часто не замечают в огромном море информации обычные люди».
Евгений Миронов поставил простую, и в то же время беспрецедентно сложную задачу – вывести слепоглухих людей на большую сцену и построить их взаимодействие со зрячеслышащими актерами. Так, как будто это один мир, одна система. До «Прикасаемых» этого не делал никто в мире.
Спектакль в технике «вербатим» («документальный театр» ) – не развлечение, а серьезное, меняющее сознание искусство. Автобиографические монологи людей с тяжёлой, но удивительной судьбой, доверены профессиональным исполнителям. В спектакле много сцен с пограничными, крайними состояниями: «вербатим», лишённый цензуры и искусственной художественности, – становится самым честным способом интегрировать наши миры. Актеры ведут зрителя через боль и отчаяние своих персонажей – точно так же, как они ведут слепоглухих «подопечных» за руку по сцене. И как незрячие и неслышащие актеры ориентируются по вибрациям звука, по запаху, по рельефу пола – так же и зрители познают новую чувственную территорию – через собственные эмоции. Всё произносимое сопровождается субтитрами на русском и английском языках.
Одна из главных героинь постановки – Ольга Скороходова, первая советская слепоглухая женщина-ученый, в народе – «русская Хелен Келлер». Это – гостевая роль, которую после всего лишь одной репетиции может исполнить практически любой актер, который решится принять участие в «Прикасаемых». Чулпан Хаматова читает от лица Ольги отрывки из автобиографии "Как я воспринимаю окружающий мир". Вторую гостевую роль в специальной редакции для «Золотой маски» исполнил Дмитрий Брусникин. В его интерпретации прозвучали лирические тексты, написанные слепоглухими героями спектакля.
Герои действительно удивительные: слесарь, который в час пик добирается на работу на другом конце Москвы; художник, который перевоплотился в скульптора, но не оставил творчество ; профессор психологии; эффектная женщина-психолог и поэтесса Ирина с фиолетовыми волосами; девочка-подросток Алёна...
Из разрозненных деталей автобиографических признаний, обрывков стихотворений и воспоминаний близких и друзей перед нами появляются образы людей, в разном возрасте и при разных обстоятельствах потерявших слух и зрение. Тревожнее всего было наблюдать за развитием отношений пар, в которой только один – слепоглухой: мама или дочь, муж или жена, брат или сестра. Изоляция, разрушение привычного способа общения и образа жизни – самое страшное испытание.
Но через гнев и сопротивление герои приходят к «свету» - той нормальной, обычной жизни, которую мы воспринимаем как данность. Они читают и пишут книги; работают на заводах и в мастерских; танцуют и осваивают интернет; создают семьи. Живут! Единственное условие полноценности их жизни – прикосновения, основной способ связи с миром. Красноречивая (и немая!) сцена в постановке: слепоглухие герои держатся за руки и быстро-быстро перебирают пальцами, как будто «танцуют» ими, а на самом деле – общаются дактилем, «пальцевой азбукой».
Все слепоглухие актеры полноценно участвуют в действии – сначала осторожно и неспешно двигаются по сцене, за руку со зрячими актёрами. Затем – ближе к финалу – уже кружатся в общем танце. "Броуновское движение" на впечатляющей скорости и без столкновений возможно только при максимальном доверии и внимательности всех – а не только зрячих актёров. Слепоглухие ориентируются по запаху («надушенные» участки декораций), «считывают» фактуру напольного покрытия, полагаются на ритм движений и дыхание зрячих актёров-наставников. Герои танцуют, ощущая вибрацию музыки –по периметру сцены расставлены колонки.
Трагедия большинства слепоглухих людей – в том, что они совершенно не представляют, как попасть в мир за пределами общества людей без слуха и зрения. Многие родители отказываются от слепоглухих детей. Взрослые, внезапно потерявшие слух и зрение, не справляются с вынужденной изоляцией.
Насколько важен этот проект – решать каждому зрителю самостоятельно. Насколько каждый из нас, проникнувшись темой постановки, сумеет наладить коммуникацию с людьми, чьи физические возможности по тем или иным причинам отличаются от наших? Когда большая часть общества найдёт в себе силы и желание создать новые пути коммуникации, эти люди получат ещё один шанс вырваться из своего вынужденного гетто. Попутно освободив и нас, забывших ценность своих пяти чувств, разучившихся видеть и слышать, закрывшихся в себе. А ведь самое ценное в жизни – общение.
«ИРИНА ПОВОЛОЦКАЯ. Тихо. Совсем тихо. Всегда. Это — всегда. Это — глухота. Иногда в тишине— шум. Визг. Звон.
Темно. Иногда вспышками свет, молнии, фейерверки. Иногда — смазанные пятна непонятных очертаний. И это — всегда. Это — и днем, и ночью. Это слепота.
Мир без звуков. Мир без картинок. Он— такой. Вечно. У каждого из нас — своя глухота и своя слепота. Мы — слепоглухие».
О проблеме интеграции – первый в мире спектакль с участием слепоглухих, совместный проект Фонда «Со-единение» и Театра Наций.
Фотографии предоставлены фондом "Со-единение".