Далеко не все родители знают, куда обратиться за помощью, когда ребёнку ставят диагноз снижения слуха. Здесь собрана информация о правовых аспектах проблемы и практические руководства для средств реабилитации слабослышащих детей.

Поддержка

Рубрики: Где получить помощь Господдержка Самое важное Все рубрики

Обучение слабослышащих и глухих детей в США (хронология и особенности)

20 апреля 2016 года состоялась конференция с проактивным названием-лозунгом«Объединившись, мы создаём мир новых возможностей для всех детей с нарушенным слухом!»

Конференция прошла в рамках проекта «Peer-to-Peer dialogue», реализуемого организацией «Hands&Voices», Санкт-Петербургским институтом раннего вмешательства и при участии родительской организации «Я тебя слышу»
 Обучение слабослышащих и глухих детей в США (хронология и особенности)
Открываем серию публикаций наиболее важных положений конференции докладом «Ключи к успеху для глухих и слабослышащих детей при обучении по программам массовых школ» Cheryl DeConde Johnson.

О выступающем: Шерил (Cheryl DeConde Johnson)– аудиолог в образовательных учреждениях. После нескольких лет работы школьным аудиологом она стала координатором-преподавателем в ВУЗах. В настоящее время Шерил консультирует другие штаты и государства по вопросам образования глухих и слабослышащих детей.

Шерил начала доклад с хронологических границ обучения слабослышащих и глухих детей в США. До 70-х годов 20-го века слабослышащие дети и дети с нарушенным слухом во всех штатах учились раздельно; сейчас до 90% детей с особыми потребностями учатся в обычных школах. Разумеется, этот подход требует решения определённых задач. Специальное законодательство и люди из государственных структур проверяют, как реализуются законы на местах.

Проблемы слабослышащих детей не видны невооружённым взглядом. Необходимо прикладывать усилия к тому, чтобы понять, какие именно потребности глухих и слабослышащих детей можно удовлетворить.
  • В 60-х годах эпидемия краснухи спровоцировала появление большого количества детей и, впоследствии взрослых, с нарушениями слуха. Это привело к развитию новых технологий, которыми на тот момент стали проводные системы (то, что мы сегодня называем слуховыми тренажёрами).
  • В 70-е годы Джулия Дэвис из университета Айовы назвала детей с умеренным снижением слуха «забытыми детьми», потому что их проблемы не так заметны, но они тоже не могут слышать окружающий мир в полном объёме и поэтому отстают в речевом развитии.
Детям тех лет был доступен только жестовый язык, и их глухота становилась очевидной. Их диагностика и слухопротезирование стало принципиальным прорывом. Сейчас мы знаем, что дети даже с глубокой потерей слуха хотя бы что-то слышат, и наша задача – заполнить эти пробелы.

«Мы часто сравниваем такой слух с «дырявым» швейцарским сыром».
Удивительно, но дети «с дырявым слухом» сталкиваются даже с большим количеством сложностей , чем «жестоговорящие», полностью глухие дети. Даже сегодня многие дети с кохлеарными имплантами остаются слабослышащими, так как понимают не всё и не во всех обстановках.

Важно помнить, что все глухие и слабослышащие дети «не слышат» по-разному! Педагог, успешно справившийся с обучением одного глухого ребёнка, должен использовать иную методику в работе с другим. Задача и педагогов, и родителей – передать слабослышащим детям тот же объём школьных знаний, который получают все остальные ученики.
  • В 80-е годы экссудативный отит стал причиной так называемого флуктуирующего (непостоянного) снижения слуха. Ответом на эту нетривиальную задачу стало появление FM-систем.
  • В 90-е годы общество обратило внимание на детей с односторонней потерей слуха. 
Стало очевидно, что они с трудом учатся в школе. В это же время педагоги поняли, что имплантированным детям в обучении нужен подход, отличный от подхода к слабослышащим детям.
  • В 2000-е годы в центре внимания оказалась проблема слуховой нейропатии/диссинхронии. 
Для детей с такими проблемами нет чёткого плана лечения и адаптации, так как они по-разному реагируют на СА, FM-системы и кохлеарную имплантацию. Важную роль стали играть программы раннего выявления нарушений слуха, скрининг в раннем возрасте.
Специалисты обращают внимание родителей и педагогов на то, что важно не только рано выявить, но и тут же «вмешаться» в развитие ребёнка с нарушением слуха! В противном случае выявление нарушений бессмысленно. В это же время появляются цифровые слуховые аппараты и цифровые FM-системы.
  • В 2010-е годы стали уделять внимание детям-аутистам.
  • В наше время большое внимание уделяется личной ответственности родителей (специалисты используют термин accountability = отчётность + ответственность).
Роль спецшкол (которые ещё остались) изменилась. Роль учителя для глухих детей (и этот учитель – не тот же самый человек, что и сурдопедагог!) тоже меняется. Так как в американских школах не создают отдельных классов для глухих и слабослышащих детей, система обучения должна быть одинаково эффективной в любой из школ любого штата. Поэтому в США учителя для глухих ездят из школы в школу, чтобы убедиться в том, что обычные педагоги правильно учат глухих детей 

В США образование детей с потерями слуха на федеральном уровне регулируют:
  • Министерство образования США, законом о специальном образовании;
  • Министерство юстиции США, законом о доступе к образованию; этот закон обеспечивает наличие сурдоперевода, FM-систем и т.д.
Законодательство каждого конкретного штата соответствует федеральному и контролирует исполнение закона на местах.
Мы наблюдаем за тем, как сместился фокус: раньше «особые» учителя учили глухих детей. Сейчас они учат обычных учителей учить глухих детей наравне с обычными. И это – огромная разница!
Важно! Любая технология (решение проблемы слуха) хороша ровно настолько, насколько её правильно используют!

К сожалению, в США до сих пор существует проблема отсутствия доступа к технологиям. Часто FM-систем или просто нет, или они не настроены должным образом. Задача педагога – отслеживать этот момент, проверяя «готовность» учеников к уроку, задача родителей – помочь ребёнку освоить технологии, которые сделают его жизнь полноценной и яркой.

Ещё по теме

Хотите присоединиться к обсуждению?
Войдите или Зарегистрируйтесь прямо сейчас.

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.