Задача взрослых - создать условия, которые помогут ребёнку ориентироваться во всём многообразии звуковых впечатлений, сделать их –полезными для него, помочь почувствовать, что этот звучащий мир ему –необходим.
Звуки, которые мы слышим, делятся на три большие группы: неречевые, музыкальные и речевые.
Мы окружены неречевыми звуками: это разнообразные звуки городского транспорта, рокот летящего самолёта, раскаты грома, водопад, шум стиральной машины, хлопанье дверей, скрежет ножек стула по полу, звуки открывания дверцы печи, треск горящей древесины в печи, в камине или в костре, звяканье столовых приборов, шипенье кипящего чайника, шуршание осенних листьев под ногами, шуршание бумаги по столу, удары предметов друг о друга, сигнал мобильника, тиканье часов,звон колокольчика, лай собак, мяуканье и мурлыканье кошек, пение птиц, кашель, сморкание и многое, многое другое.
Мы, слышащие, привыкли к этим звукам и часто не замечаем их, но они существуют, ребёнок их ощущает, поэтому взрослым нужно быть внимательными к этим звукам и фиксировать на них внимание ребёнка
Взрослые помогают детям ориентироваться во всех звуках, которые «бытуют» в квартире, чтобы дети не испытывали чувства страха и могли адекватно реагировать на «домашние» звуки. Это относится к звонку входной двери; к смыву воды в туалете (дети со слуховыми аппаратами сначала пугаются этого звука – он как водопад); к шуму воды в душе; к звукам при ударах упавших предметов; к работе стиральной машины и пылесоса; к звуку шагов в разной обуви (туфли, ботинки, тапки) и т.д., и т.д.
Для каждого ребёнка квартира должна быть безопасным местом обитания.
Указывая на источник того или иного звука, который привлёк внимание ребёнка, взрослые описывают событие речью; её словарь, объём и структура определяются возрастом, уровнем развития слуха и речи ребёнка, уровнем его психического развития.
Например: Стул упал; Стул упал на пол; Вода шумит; Водичка льётся, будем мыть руки; Пылесос работает; Дверь хлопнула; Дверь хлопнула – папа пришёл; Это Рекс (кличка собаки) топ-топ-топ - бежит; Телефон звонит, будем говорить с бабулей; Трещат дрова; В печке трещат дрова и т.п.
С помощью взрослых дети постепенно начинают ориентироваться в шумовом фоне улицы.
Это едет машина; Едут машины; Едет трамвай; Это сирена; Звучит сирена; Сирена – едет машина «Скорая помощь»; Гром; Гремит гром; Дворник чистит дорогу от снега лопатой; Папа рубит дрова; Работает трактор; Листья шуршат; Листья шуршат под ногами; Сухие листья шуршат под ногами; Воет ветер; Воет сильный ветер и др.
К числу неречевых относятся также звучащие игрушки, и детей нужно учить узнавать их по звучаниям. Это происходит в виде игры.
1. Начинать дифференциацию (различение) звучаний следует со слухо-зрительного восприятия ребёнка, когда ребёнок видит игрушку и одновременно слышит издаваемый ею звук.
Пошаговые действия:
4. В процессе занятий-игр с этими игрушками обязательно организуются мини-сценки
Мяу - кошка лакает молоко из игрушечной тарелочки; пипипи - цыплята клюют зёрнышки; ква-ква - лягушка прыгает по травке и ест червячков; ав-ав – собачка прыгает через палку и т.п.).
В этой деятельности можно использовать бумагу, картинки, мелкие предметы – как аксессуары «представлений». Например, зелёная бумага символизирует травку, голубая – речку (в которую прыгает лягушка и в которой плавает лягушка); коричневая или серая – дорога, по которой скачет лошадка и т.д.
5. Игры-занятия проводятся весело; время от времени взрослый и ребёнок меняются ролями («Маленький учитель»). Во время этих драматизаций взрослый сопровождает речью все действия персонажей. Конечно, сначала содержание сценок придумывает взрослый, но постепенно инициативу начинает проявлять и ребёнок.
6. Если ребёнок уже овладевает письменной формой речи, если он находится на уровне глобального чтения полных (а не лепетных) слов, то в данных занятиях используются таблички с названиями предметов и ситуаций (Лягушка; Лягушка прыгает; Лошадка бежит и т.д.). При этом необходимо учитывать уровень развития письменной речи, на котором находится ваш ребёнок, и не завышать требования.
Вокруг нас звучит много музыки. Часто она агрессивна: это очень громкие ритмы с превалированием ударных инструментов, это звучание оркестра; есть мелодии тихие, напевные, гармоничные: мелодии фортепьяно, скрипки, виолончели, гитары, народных инструментов; хоровое и сольное пение и др.
По мере необходимости взрослые знакомят детей с названиями инструментов и действий, связанных с этими инструментами:
Гитара, Баян, Пианино, Флейта, Скрипка и т.д.
Папа (дядя, тётя) играет на гитаре (на пианино, на баяне); Дядя поёт; Много людей поют; Хор поёт; Оркестр играет и т.д.
В зависимости от уровня языкового развития, наряду с устной формой речи, можно использовать таблички с названиями предметов и действий, ситуаций.
Существуют детские музыкальные инструменты, и ребёнку нужно знать их звучания, чтобы играть с ними
1. Поэтому взрослые проводят игру, в которой малыш учится узнавать, как звучит барабан, как - бубен, дудка, свисток, металлофон, шарманка и другие инструменты. Для этого желательно иметь по два комплекта каждого музыкального инструмента.
Пошаговые действия:
3. После такого знакомства с инструментами ребёнку предлагается выполнять действия, соответствующие характеру их звучаний, не играя на инструменте: под удары барабана ребёнок шагает по комнате, а под бубен хлопает в ладоши; игра на металлофоне – «пение» ляляляля…, а на шарманке – аааааааааа… и т.д. Время от времени взрослый и ребёнок обязательно меняются ролями: играет на инструментах ребёнок, а действия выполняет взрослый.
Все эти игры («занятия») проходят эмоционально: слушая звучания инструментов, взрослые улыбаются, слогосочетания произносят с различной интонацией, радуются при выполнении движений ребёнком и радуются, когда действуют сами.
Этот этап знакомства с инструментами происходит на основе слухо-зрительного восприятия ребёнка: каждый раз он видит, какой инструмент сейчас в руках у взрослого, и слышит его звучание.
4. Следующий этап – восприятие звучаний только на слух, без участия зрения.
В организованной взрослым (или взрослыми) игре ребёнок сначала учится различать на слух звучания двух инструментов, потом трёх, четырёх и более.
Пошаговые действия:
5. В следующий раз добавляется ещё один инструмент, затем – ещё один. По мере того, как ребёнок хорошо станет различать звучания нескольких инструментов при выборе из 4-х – 5-ти на близком расстоянии, нужно увеличивать расстояние между взрослым с инструментом и ребёнком. Не забывайте меняться с ребёнком ролями.
Так начинается развитие у глухих и слабослышащих детей музыкального слуха.
Мы находимся в пространстве звучащей речи, она окружает нас, потому что люди вокруг общаются друг с другом, говорят по телевизору и по радио, читают лекции, говорят в кинофильмах и театральных постановках и т.д. Но без обучения дети не могут вычленять из речевого потока слова. Для этого необходимо развивать у глухих и слабослышащих детей речевой слух
Речевой слух развивается в разных условиях: в процессе естественного живого общения с ребёнком и во время специальных занятий.
Ребёнок должен жить в речевой среде: вокруг него разговаривают между собой все члены семьиХотя ребёнок долгое время не понимает, о чём говорят родители и другие члены семьи, но он воспринимает на слух такие фонетические элементы речи как:
Это очень важно, так как речевые сигналы попадают в речевые зоны мозга и активизируют их
Так создаётся фон, на котором будет происходить в дальнейшем созидание слуховой, речевой и языковой систем ребёнка.
1. С самого начала абилитации или реабилитации взрослые должны общаться с ребёнком речевым образом. В любой деятельности малыша взрослый «оречевляет» то, что происходит в данный момент, или говорит о том, что должно случиться через несколько минут, когда ситуация понятна ребёнку:
Вода, водичка; вот мыло; моем ручки, моем ручки, моем, моем; ручки мокрые; вот полотенце; вытрем ручки, вытираем, вытираем ручки – ручки сухие;
Шапка, шарф, пальто; наденем пальто – надеваем, надеваем, надели пальто! Пойдём гулять;
Тарелка, ложка, салфетка, каша; ешь кашу, Анюта, ешь кашу; бабуля ест кашу;
Вот мяч, иди ко мне, иди, иди; лови мяч! и т.д.
Ваше речевое поведение не должно отличаться от поведения родителей слышащих детей. Некоторые слова в ситуациях продолжающегося действия следует повторять, пока действие не завершится: моем, моем, моем …, надеваем, надеваем…, вытираем, вытираем …, бежит, бежит, бежит … .
Бытовые ситуации повторяются ежедневно, даже несколько раз в день, поэтому в определённой ситуации ребёнок начнёт понимать значение этих высказываний.
В повторяющихся бытовых ситуациях у ребёнка непроизвольно развивается не только слухо-зрительное восприятие, но и речевой слух. Это происходит и тогда, когда он видит артикуляцию взрослого, и тогда, когда в знакомой ситуации взрослый говорит за спиной малыша или сбоку, когда тот не видит его губ. Но этого недостаточно - ребёнка нужно учить вслушиваться в речь и понимать значение и смысл обращённой к нему речи, что требует проведения специальных занятий по развитию речевого слуха. И занятия эти могут успешно проводить родители.
2. Фундаментом полноценного психического развития каждого ребёнка является сформированная, работающая слухоречевая система, основу которой составляет речевой слух. Это относится и к детям с нарушенным слухом.
Речевой слух развивается не только у всех слабослышащих, но и у глухих детей при условии раннего слухопротезирования и обязательной специальной работы по его формированиюИ это должно происходить в определённой системе.
Учёными установлено, что оптимальная длительность занятий составляет 20-30 мин. ежедневно.
Материалом занятий являются знакомые детям слова, словосочетания, фразы, а затем и тексты.
3. Работа по становлению слухоречевой системы начинается с отбора речевого материала. Этот материал называется речевыми единицами.
Первыми речевыми единицами являются знакомые ребёнку слова в лепетной, усечённой или полной формах – названия игрушек и предметов, с которыми ребёнок постоянно имеет дело, играет с ними. С этих слов начинается формирование слухового словаря, который постоянно пополняется.
Отбор слов определяется возрастом и уровнем развития каждого ребёнка на момент начала специальных «слуховых» занятий:
прр (лошадка), ав-ав, мяу, пипипи, мууу (корова), уф (ёжик), ква-ква, ляля, уууу (поезд), ввввв (самолёт) …;
мама, папа, имя ребёнка, бабуля, дедуля, тётя, авто, утя, рыба, дом, мишка, лиса, волк; привет, пока;
спит, идёт, упал (а), бежит, сидит, стоит … ;
машина, самолёт, собака, кошка (кот); шапка, пальто, туфли, платье, штаны …; суп, каша, компот, борщ, пюре … и т.д., и т.д.
Это примеры постоянного усложнения лексики (словаря) слуховых занятий.
4. Со временем к изолированным словами прибавляются словосочетания (доброе утро, добрый день, красный шар, синий мяч, высокий дом, низкий дом и т.д.) и фразы (Машина едет, Самолёт летит, Мишка сидит, мальчик сидит на стуле, Дети играют в мяч и т.д.).
Приведённый выше речевой материал является примерным; он лишь показывает, какая тематика используется на занятиях, сами же речевые единицы могут быть другими, исходя из личностных особенностей ребёнка.
Важно иметь в виду, что материал каждого занятия не должен быть тематическим, когда на одном занятии используются только названия игрушек; только названия мебели; только названия транспорта и т.д.
В первой части занятия ребёнок воспринимает звучания слов слухо-зрительно. Пошаговые действия:
6. Если при слухо-зрительном восприятии ребёнок различает слова без ошибок, взрослый переходит ко второй части занятия: ребёнок воспринимает материал на слух. Для этого взрослый пользуется экраном (например, листом картона), закрывающим часть лица, ниже глаз.
Методика остаётся той же:
7. Когда в работу включаются фразы, после повторения услышанного ребёнок не только указывает на картинку, но обязательно демонстрирует изображённое на ней действие, перевоплощаясь в персонажей на картинке. Взрослый спрашивает у ребёнка, кто/что же он сейчас (волк, мальчик, тётя, самолёт и т.д.).
8. При повторных предъявлениях одного и того же слова за экраном взрослый увеличивает расстояние между собой и ребёнком, что способствует повышению слуховой чувствительности и готовности воспринимать речь на слух на всё большем расстоянии от говорящего.
В слуховой словарь вносится не весь словарь, которым владеет ребёнок, а тот речевой материал, который вы включаете в слуховые занятия. Он пополняется постепенно.
Описанный этап занятий представляет собой различение речевого материала на слух. В это время у детей накапливаются акустические образы звучащей речи. Мозг начинает узнавать слоговые структуры, звукосочетания, отдельные фонемы того речевого материала, который предлагается ребёнку на слух. У ребёнка развивается слуховая память, и он переходит на следующий этап своего слухового развития – этап опознавания речи на слух.
1. Теперь в начале занятия перед ребёнком нет никакого наглядного материала, и он повторяет то, что сказал взрослый за экраном.
На этих занятиях используется 3-4 речевых единицы.
2. После опознавания перед ребёнком уже находятся предметы, картинки и рисунки (скульптурки, постройки), и взрослый продолжает обучать ребёнка дифференцировать звучания уже прослушанного материала.
В этой работе у детей происходит уточнение и формирование акустических образов фонем (звуков) и других фонетических элементов. Взрослый увеличивает расстояние между собой и ребёнком и произносит материал не только голосом разговорной громкости, но и шёпотом.
Постоянное ношение глухими и слабослышащими детьми современных слуховых аппаратов (и имплантов) и многолетняя систематическая работа по развитию у детей* речевого слуха приводят к формированию у них слухоречевой системы – базы становления внятной речи, понимания устной речи окружающих, понимания смысла речи, смысла текстов.
Такой результат фиксируется тогда, когда описанная методика является обязательной частью системы воспитания, обучения и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья по слуху.
Э.И.Леонгард, кандидат педагогических наук
* Имеются в виду дети с сохранным интеллектом.