В ходе многовековой истории абилитации глухих детей сложилась определённая практика обучения их произношению, пониманию устной речи, общению.
До появления слуховых аппаратов методика формирования устной речи глухих и слабослышащих детей была, в основном, одинаковой: во всех странах дети учились произносить звуки на основе зрительного восприятия, тактильных и вибрационных ощущений и с помощью специальных инструментов-зондов. Понимание детьми речи происходило благодаря чтению с губ; при общении с детьми произношение взрослых, как правило, было замедленным; чтобы дети видели положение речевых органов, многие звуки произносились утрированно, неестественно.
После появления индивидуальных слуховых аппаратов во многих специальных учреждениях за рубежом аппараты были сразу включены в программы обучения глухих детей, которые носили их постоянно (за рубежом высококачественные аппараты для маленьких детей стали использоваться значительно раньше, чем в нашей стране). Это повлекло за собой изменение методики обучения устной речи. Позже такие аппараты появились и у нас в стране, в результате чего подход к формированию речи тоже стал иным.
Новые методики принципиально отличаются от методик предыдущих столетий.
Вместо последовательной постановки изолированных звуков, которые потом объединяются в слово, теперь исходной единицей обучения устной речи стало слово.
Однако открывшиеся новые возможности слухового восприятия далеко не всегда используются в широкой практике обучения глухих и слабослышащих дошкольников устной речи и языку в целом.
В принципе положение не изменилось и с появлением цифровых слуховых аппаратов – там, где не проводилось необходимой работы с аналоговыми аппаратами, ситуация осталась той же и при появлении цифровых. Подобная позиция взрослых сводит на нет смысл наукоёмких достижений, направленных на улучшение жизни инвалидов по слуху, которое и происходит, когда эти достижения являются неотъемлемой частью абилитационного или реабилитационного процесса.
Она открыла широчайшие возможности для полноценного речевого развития и комфортной жизни в обществе слышащих. Но, как известно, операция не восстанавливает глухому человеку слух, однако настолько существенно расширяет слуховую базу восприятия речи, что глухие с незначительными остатками слуха – так называемые тотально глухие - с помощью импланта понимают речь на слух и говорят значительно лучше многих слабослышащих детей.
В нашей стране такие операции скоро станут, по-видимому, рутинным делом – ежегодно их количество увеличивается. Известно, что чем раньше делается эта операция, тем больше шансов обеспечить глухому ребёнку даже с минимальными остатками слуха условия, при которых его психическое и речевое развитие будет происходить в те же сроки, что и у слышащего сверстника За рубежом такие операции делаются детям до года (в Германии, например, в трёхмесячном возрасте), у нас пока – позже, но уже начали оперировать детей второго года жизни. Многие родители хотят сделать операцию детям 4-х - 5-ти лет и старше – младшим школьникам или даже подросткам. И тут даёт о себе знать прежний слухоречевой опыт каждого ребёнка.
Оказывается, тем ранооглохшим детям, которые после установления диагноза длительное время не пользовались слуховыми аппаратами, «не жили в слухе», операцию делать бесполезно: пропущен временной период (психологи называют его сензитивным периодом), в течение которого мозг должен получать звуковую информацию.
Важно иметь в виду, что слуховые области коры связаны с другими областями, в первую очередь, с речевой, а также с двигательной, с областью формирования эмоций и др. Но из-за отсутствия слуховых аппаратов звуковые раздражения в мозг не поступают. В результате и у глухого ребёнка выведена из строя, искусственно исключена слуховая область: фактически в коре мозга эта область существует, но она не работает, потому что долгое время она не получала «питания» в виде звуковых раздражений.
О таких ситуациях врачи часто говорят: «Мозг спит». И это приговор, потому что мы «слушаем мозгом», а не ушами.
И если даже подростку или молодому человеку, который вырос вне системы слухового воспитания, делают операцию, он начинает слышать множество звуков, хаос звуков, но ничего не понимает.
В связи с тем, что дети довольно быстро начинают самостоятельно пользоваться связной речью и свободно общаться со слышащими людьми, создаётся впечатление, что они полностью понимают обращённую речь и письменные тексты. Но, как и слышащие, имплантированные дошкольики и школьники нуждаются в специальной работе по обучению пониманию смысла речи, смысла текстов. По нашей системе эта работа проводится со всеми детьми, и её нельзя исключать из обучения детей с кохлеарными имплантами.
При обучении детей с имплантами недопустимо использование дактилологии и языка жестов Это обусловлено совершенно разными механизмами функционирования трёх систем – слухоречевой, пальцевой и жестовой.
Соблюдение перечисленных выше условий абилитации детей с имплантами приводит к прекрасным результатам: дети говорят свободно, естественно, с нормальной интонацией, хорошо понимают речь окружающих людей.Если имплантированные дети посещают детские сады, то это должны быть группы слышащих или интегрированные группы, чтобы глухие дети с имплантами постоянно находились в среде нормально говорящих детей, жили в речевом потоке
Богатый многолетний опыт в этом отношении имеют зарубежные страны, но и у нас в стране уже выросли такие же дети, которым была сделана операция несколько лет назад. Но данный эффект достигается только при отказе от старых методов обучения детей с нарушением слуха. В противном случае и при кохлеарной имплантации дети остаются неговорящими, что наблюдается в нескольких зарубежных странах. Так может получиться и у нас: у имплантированных детей не будет никаких преимуществ не только перед детьми, которые пользуются слуховыми аппаратами, но перед теми, кто аппаратов никогда не носил.
Кандидат педагогических наук, Э.И.Леонгард
Статья подготовлена для публикации в журнале « В едином строю». № 8, 2006
Спасибо Наиле Галеевой и фонду "Мелодия жизни" за предоставленную фотографию Лады Воронцовой. Фотограф - Елена Бузук.