Даже если ребёнок плохо слышит, он способен добиться успеха - и в школе, и в час досуга. Во время обучения слабослышащему ребёнку необходимы внимание и постоянная поддержка родителей.

Обучение

Рубрики: 0 - 6 6 - 12 Все рубрики

Мир музыки и глухие дети

Существует устоявшееся мнение о том, что глухие люди воспринимают музыку не ухом, а телом, что они ощущают только вибрации, а не звучание. Но это справедливо лишь по отношению к глухим, которые не носят слуховых аппаратов.
Мир музыки и глухие дети

Те глухие (даже имеющие минимальные остатки слуха), которые с детства постоянно пользуются хорошо настроенными слуховыми аппаратами и с которыми ведутся систематические реабилитационные занятия, воспринимают окружающий мир по-другому: они его слышат. Не все дети могут слышать все нюансы разнообразных бытовых шумов, но всё равно дети воспринимают мир не обеднённо, т.е. преимущественно с помощью зрения и частично - с помощью вибрационной чувствительности. 

Они живут в звучащем - объёмном мире

Благодаря стремительному научно-техническому прогрессу за последние годы разработаны и продолжают разрабатываться всё более совершенные модели слуховых аппаратов. Всё больше детей имеет импланты. Дело за сурдопедагогами.

Профессиональное использование аппаратов в практике абилитации и реабилитации приводит к полноценной образовательной, личностной, социальной реабилитации.

Но у глухих детей развивается не только речевой слух. При создании определённых условий жизни (не только занятий, а именно жизни); у глухих детей формируется и развивается музыкальный слух. Здесь следует иметь в виду, что речевой слух и музыкальный слух имеют разные механизмы функционирования. Поэтому нередки случаи, когда аудиограмма свидетельствует о наличии у ребёнка минимальных остатков слуха, а у этого глухого малыша обнаруживается музыкальный слух.

«Зачем глухому музыка?» - так называется видеофильм замечательного преподавателя музыки и прекрасного человека Ирины Семёновны Белик (к сожалению, уже перешедшей в мир иной), которая явилась пионером в формировании у глухих детей певческих способностей – пения под их собственный аккомпанемент.

В фильме ответ дан: музыка глухому ребёнку нужна безусловно

Но что она даёт ребёнку, да и как он может её слышать? Слышит ли он или ощущает вибрации телом? Что именно он слышит – ритм или мелодию?

Если глухого ребёнка не учить слушать, вслушиваться в речь, то с помощью аппаратов он будет воспринимать звучащую речь как какой-то хаос звуков и не будет понимать, к чему эти звуковые комплексы относятся. 

Но если в течение многих лет проводить с глухим ребёнком систематические занятия по развитию не просто слуха, а именно речевого слуха, то у него сформируется слуховая - слухоречевая система. Дети начинают различать на слух звучания слов, узнавать на слух слова и фразы вне ситуации, выделять какие-то элементы слов, фраз, больших текстов. Они осмысливают то, что слышат, т.е. у них формируется слуховой образ слов – слуховой образ звучащей речи. Глухой ребёнок становится говорящим и понимающим собеседников; то, что он не может воспринять на слух, он восполняет с помощью зрения – ведь у него сформировалось слухо-зрительное восприятие.

То же происходит и с музыкальным слухом.

Находясь в пространстве, где играет музыка, необученный глухой ребёнок слышит какой-то нерасчленённый шум, не имеющий смысла.

Но если глухого ребёнка специально учить слышать музыку, то у него формируется музыкальный слух 

И глухой, и слабослышащий ребёнок – это, в первую очередь, ребёнок. Гибель части слуховых клеток в улитке существенно усложняет его жизнь, но не лишает его статуса ребёнка. Значит, он должен жить в том же культурном пространстве, что и его слышащий сверстник. Нарушение слуха – не причина исключения из жизни ребёнка музыки, высокой литературы, изобразительного искусства, физической культуры.

Музыка – одно из обязательных условий полноценного эмоционального развития ребёнка.

Эмоции регулируют поведение человека и влияют на его интеллектуальное развитие. Музыка содействует гармоничному развитию двигательной сферы ребёнка. При слушании музыки у детей возникают разнообразные образы,  развивается воображение.

Воздействие музыки на человека усиливается тогда, когда он из слушателя превращается в активно действующее лицо, т.е. когда он сам играет на каком-либо инструменте или поёт.

  • Более глубокими становятся душевные переживания (даже на уровне детского восприятия). 
  • Зарождается эмоциональный, интеллектуальный, двигательный, звуковой поиск способов более точных выразительных средств, помогающих передать настроение, смысл пьесы или песни. 
  • Развивается голосовой аппарат: не только ноты, но и эмоциональное состояние, обусловленное материалом музыкального произведения, являются источником  интонационного многообразия при исполнении песен (что очень важно для глухих детей). 
  • При пении у ребёнка активнее работают лёгкие, улучшается их кровоснабжение и увеличивается объём дыхания.

Без музыки жить нельзя. Это не только феномен культуры. Существует немало исследований, свидетельствующих о том, как та или иная музыка, произведения того или иного композитора влияют на состояние разных органов человека, а значит, и на его здоровье в целом.

Итак, музыка необходима глухому и слабослышащему ребёнку не меньше, а даже больше, чем слышащему 

И глухие (как и слабослышащие) дети музыку любят.

Однако само по себе положительное отношение к музыке, как и музыкальный слух,  развиться не могут. Создать условия для того, чтобы малыш жил в мире музыки, могут любые родители.

  • Начинать нужно с «живого» пения. Мама поёт ребёнку незамысловатые детские песенки в разные моменты общения с ним (напоминаем, что ребёнок должен быть слухопротезирован!). Это может быть колыбельная песенка при укладывании спать куклы, мишки и других игрушек. Песенка должна быть долгое время одна и та же, чтобы малыш привык к мелодии и узнавал её. Маме не следует требовать от него, чтобы он пел вместе с ней; песня является  элементом игровой ситуации. 
  • С течением времени, когда эта ситуация станет для ребёнка привычной, можно привлечь его к сопряжённому пению на основе слухо-зрительного восприятия: ребёнок не только воспринимает мелодию на слух, но видит лицо поющей мамы и вторит ей. Здесь нужно иметь в виду немаловажное обстоятельство. Ребёнок не понимает слов песни, он слышит звучание  и воспринимает песню эмоционально, понимая её общий смысл. Поскольку в этот период словарь ребёнка минимален, ни в коем случае не следует требовать от него повторения слов песни! Пусть он что-то «мурлычет»; постепенно в этом «мурлыканье» начнут появляться какие-то контуры слов из песни. Главное – помочь ребёнку «запеть». Эта деятельность - начало созидания механизма музыкального слуха: ребёнок услышал песню, как-то на неё откликнулся голосовым образом, услышал себя и понимает смысл этого звучания (в данном примере – убаюкивание куклы).
Для того чтобы звучание ребёнка было ближе к образцу мелодии, взрослому следует петь эмоционально, производя какие-то движения, например, слегка раскачиваться, укачивая куклу. Ведь ребёнок подражает и действиям, и манере поведения, и выражению лица взрослого, поэтому в его пении начнут появляться элементы мелодии: некоторая модуляция, акценты, разная длительность звучания  разных слов, различных частей песенки. Так постепенно разговорная речь ребёнка начнёт отличаться от его «пения».

Пением потешек полезно сопровождать действия ребёнка и игрушек в разных сюжетных играх. Специальные песни поются во время праздников: дней рождения членов семьи (а не только ребёнка),  вокруг новогодней ёлки и т.п. 

Чтобы обогащать свой певческий репертуар, родителям нужно приобрести книжки с детскими песенками и петь их в любой подходящий момент.

  • По мере взросления ребёнка песенный репертуар усложняется, и ребёнок начинает  пропевать слова песен. Если в семье есть какой-либо музыкальный инструмент, пение можно сопровождать игрой на этом инструменте. Слабослышащие и имплантированные дети, как правило, точно передают мелодию, но это доступно и глухим, если с ними специально заниматься1.
  • Детям полезно слушать и «взрослое пение». Хорошо, если время от времени они имеют возможность слышать дома песни и романсы в исполнении членов семьи. Дети, как правило, лучше слышат мужские голоса, поэтому рекомендуется хоть изредка доставлять ребёнку удовольствие послушать пение папы.
  • Большое значение для музыкального развития глухих детей имеет игра на музыкальных инструментах, и в первую очередь, на пианино. Большое число не только слабослышащих, но и глухих детей учится в музыкальных школах или занимается музыкой дома. И таких детей становится всё больше. Родители видят несомненную пользу от этих занятий и стремление к ним детей.

Есть мнение, что глухие играют на фортепьяно чисто механически: играют по нотам и даже наизусть, но не слышат музыки. Считают, что это удовлетворение амбиций родителей. Возможно, такая ситуация имела место, когда дети не имели слуховых аппаратов. Играя, они ориентировались на зрение, двигательную память (запоминали движения пальцев по клавиатуре) и вибрацию. Может быть, они слышали только отдельные низкие и громкие звуки. Но сейчас всё совсем не так.

Глухие дети с помощью аппаратов без участия зрения могут

  • услышать самые тихие ноты;
  • различить звучание очень близких нот;
  • сказать, сколько звуков в аккорде;
  • могут запомнить, воспроизвести с помощью хлопков, деревянных ложек и т.п. и голоса проигранный на пианино длинный сложный ритмический ряд.;

Они могут, играя на пианино, синхронно пропевать ноты

Они могут петь песни и романсы, аккомпанируя себе и получая от этого удовольствие. Они слышат свои ошибки в игре и пении и самостоятельно исправляют их. Дети могут играть в четыре руки. У детей есть любимые композиторы и любимые произведения.

В процессе обучения и достаточной музыкальной практики у глухих детей рождаются музыкальные образы, которые дети воплощают в рисунках. Так, прослушав ту или иную мелодию, они могут передать настроение с помощью цвета или сюжета. 

Дети могут сочинять музыку - без задания и по заданию, например, по картине - и воспроизводить своё произведение несколько раз без нотной записи!

Это свидетельствует о том, что у глухих детей развивается музыкальная память.

Глухие дети играют на разных музыкальных инструментах: на фортепьяно, флейте, гитаре, скрипке, аккордеоне. Чем раньше включать в жизнь малыша с нарушением слуха музыку, тем полноценнее будет его музыкальный мир. Слышащим младенцам рекомендуют давать слушать тихую классическую музыку во время сна и во время бодрствования. Это же мы рекомендуем и нашим детям. Это очень благотворно действует на здоровье детей.

Однако в настоящее время мы все живём в шуме: громкие, часто запредельно громкие, резкие ритмы ударных инструментов окружают нас со всех сторон. Медицинские исследования доказали огромный вред этой музыки для здоровья людей.

Установлено, что положительное влияние на наш организм оказывает классическая музыка. И это необходимо учитывать при обучении детей с нарушением слуха. Многие дети потеряли слух в результате различных, часто тяжёлых, заболеваний, их организм ослаблен, и воздействие громких монотонных звуков крайне отрицательно сказывается на их физическом состоянии. Это относится и к слышащей молодёжи. Кроме того, современная громкая музыка травмирует слуховые клетки улитки, и человек теряет слух. Такая статистика уже имеется.

В связи с этим:

  1. ни в коем случае не следует использовать в работе с глухими детьми очень громкую музыку: ни родители, ни музыкальные руководители не должны играть на пианино, «выжимая» из него максимум громкости и используя резкие аккорды. 
  2. Не нужно изобретать и специальную музыку для глухих. Музыка должна быть естественной – такой, какой её написал композитор, какой она предлагается детям с сохранным слухом. Глухие дети в состоянии воспринимать её полноценно.

Развивающийся музыкальный слух оказывает существенное влияние на психическое и физическое развитие глухих и слабослышащих детей. 

Прежде всего, это проявляется в качестве произношения детей – их речь становится более естественной: 

  • отсутствуют дефекты голоса, 
  • голос имеет модуляцию, 
  • темп речи соответствует норме (хотя, как и у слышащих, он индивидуализирован),
  • ударение выражено правильно, 
  • речь слитная. 
Эти качества устной речи имеют большое социальное значение, т.к. позволяют глухим детям чувствовать себя в социуме комфортно.

Таким образом, мир музыки не чужд глухим детям – они чувствуют себя в нём так же уютно и радостно, как и их слышащие сверстники.
Просто детям нужно помогать.

                                                Кандидат педагогических наук Э.И.Леонгард

1См. И.С.Белик. Музыка против глухоты. М., Гуманитарно-издательский центр ВЛАДОС, 2000.



Ещё по теме

Всего 1 комментарий
Обсуждение
i
На сайте:
4 года
04.02.2019 07:52
Valeriu Reniţă пишет:
Кто может дать сылку самого фильма Ирины Белик?
-0 +0
Хотите присоединиться к обсуждению?
Войдите или Зарегистрируйтесь прямо сейчас.

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.