Дорогие родители!
Даже самые современные аппараты или импланты и аксессуары – это только техническое "оснащение" ребёнка с нарушением слуха; необходимое, но не единственное условие успешной абилитации или реабилитации. Для профилактики появления немоты (как "вторичного дефекта", по Л.С,Выготскому) и формирования речи (и умения общаться) вашему ребёнку понадобится помощь – сурдопедагогов и ваша.
Для успешного слухоречевого развития ребёнка с нарушением слуха необходимо соблюдать следующие условия:
Помимо этого, крайне необходима специальная работа по формированию у детей речевого слуха - регулярные встречи с сурдопедагогом, зачастую в течение нескольких лет. Практика показывает, что без таких встреч даже после успешно проведённой кохлеарной имплантации дети могут остаться глухонемыми.
Механизм формирования речевого слуха:
Речевой слух формируется только при полноценном функционировании всех четырёх элементов. Если ребёнок только повторяет слово, но не понимает его значения, это слуховая функция, а не речевой слух.
На занятиях с сурдопедагогом ребёнку прививают способность понимать. Материалом для занятий становятся осмысленные единицы речи: слова и словосочетания, целые высказывания, связные тексты. Звуки при этом не могут быть "рабочей единицей", так как они:
не являются носителями смысла,
сами по себе, "отдельно" они звучат иначе, чем в соседстве с другими звуками (становятся звонче, глуше, мягче и т.д.),
ребёнку будет сложно перейти от анализа каждого звука по отдельности к восприятию всего слова целиком.
Следовательно, процесс развития речевого слуха у вашего ребёнка будет протекать так же, как и у детей с «нормальным слухом» : он будет соотносить услышанное с увиденным предметом (игрушка, собака и т.д.) или совершаемым действием (кушать, мыться, гулять и т.д.). Каждое услышанное ими слово или выражение будут наполнены конкретным содержанием.
Как это происходит?
Дети учатся понимать отдельные слова и словосочетания, а затем и целые предложения и тексты, выполняя задания, в которых задействуются и слуховой, и зрительный способы восприятия. Например, они ищут и приносят игрушки или другие предметы по просьбе педагога; рисуют или лепят то, о чём им рассказывают; проигрывают сценки на рассказанные сюжеты и т.д. Все задания выполняются без участия и помощи взрослых, так как главная задача ребёнка – найти способ справиться с заданием самостоятельно.
Очень важно!
Для детей с нарушением слуха крайне важно комплексное развитие слухоречевой системы, с обучением чтению и письму, чтобы задействовать:
|
При чтении вслух: |
Во время письма: |
зрительная система |
|
|
голосовая система |
|
дети проговаривают то, что хотят написать |
слуховая система |
|
дети слышат самих себя, проговаривая то, что хотят написать |
двигательная система |
глаза следят за движением пальцев |
движутся руки и пальцы; глаза следят за их перемещениями и результатом письма |
Разные способы восприятия соединяются, вовлекая при этом разные участки мозга в общий процесс становления и развития речевого слуха вашего ребёнка (это свойство мозга называется нейропластичностью).
Итак, профессиональный сурдопедагог развивает у ребенка с нарушением слуха умение слышать, говорить и общаться с помощью слухового аппарата.
Помимо этого он поможет оценить адекватность настройки, даст рекомендации родителям по организации занятий в домашних условиях и оценке прогресса их ребенка.
Сурдопедагогу и родителям будет полезна следующая информация (от сурдолога):
Рекомендации по постепенному увеличению времени ношения слуховых аппаратов.
Восприятия каких звуков и на каком расстоянии следует ожидать от ребенка, исходя из реальной ситуации (степень снижения слуха, используемые слуховые аппараты и т.д.)
Рекомендации по регулировке громкости и использованию различных программ прослушивания (если сурдолог сочтет активацию этих функций целесообразной).