Например, голубое небо постепенно покрывается тёмными тучами;
обратная картина: тучи уходят, и открывается голубое небо, светит солнце;
по голубому небу плывут белые облака;
облака плывут быстро или медленно;
облака принимают причудливые очертания, становятся похожи то на зверей, то на огромную голову человека и т.д.;
небо чёрное, грозовое, сверкают молнии;
небо темнеет, появляются звёзды и луна (или месяц) и т.п.
Эту книжку вы кладёте на полку, а к наблюдениям за различным состоянием неба возвращаетесь тогда, когда увидите что-то новое и примечательное. Например, закат, когда заходящее солнце скрывается за тёмными, фиолетовыми, розовыми тучами; грозовое небо; тёмное небо, рассекаемое молниями, и т.д. В создании рисунков по этим эпизодам уже активное участие принимает ребёнок, или рисунки делаете вы вместе.
Так у ребёнка появляется книжка о небе.
Теперь спустимся на землю
Понаблюдайте за тем, что происходит в траве, на лесных тропинках, на поле, на лугу. Привлеките внимание ребёнка к насекомым, ползающим по земле, по стеблям растений, по травинкам, за пауком в паутине.
Взрослый может осторожно взять жука, вместе с ребёнком рассмотреть его, посчитать, сколько у него лапок, усиков, крыльев, глаз. И отпустить. Особенно интересны муравьи. За ними наблюдать надо подольше, не один раз. Ребёнку надо увидеть, как муравьи всё время трудятся, как они несут в свой дом то травинки, то сучки, то что-то другое. Познакомьтесь с домом муравьёв – муравейником. Понятно, что очень близко к нему подходить не нужно, так как муравьи могут укусить. Может быть, вам повезёт, и вы увидите муравейники разной величины.
Понаблюдайте за осами, бабочками, стрекозами, которые садятся на цветок, пьют сок, а на лапках уносят пыльцу. Старшим детям можно рассказать, что происходит с этой пыльцой потом.
На каждую прогулку идите с небольшим альбомом или набором листов. Вы будете примитивно или схематично рисовать то, что оба увидите в данный момент: это поможет ребёнку восстановить увиденное в памяти.
Все наблюдения сопровождайте речью, называйте объекты, которые дети видят, действия, которые эти объекты совершают, и т.д.; ваша речь должна быть эмоциональной, естественной, не примитивной, но и не излишне многословной. Вы демонстрируете ребёнку свою заинтересованность в происходящем.
По возвращении домой вы с ребёнком рисуете то, что увидели, договариваясь, кто что будет рисовать. Таким образом вы восстанавливаете в памяти свои впечатления. Новые слова пишутся в нижней части листа, под рисунками. Если на рисунках изображаются действия, взрослый записывает предложения. Не забывайте о качественных характеристиках объектов, например: маленькие муравьи, большие жуки; муравьи бегают очень быстро; красивая бабочка и т.п.
Побывайте на речке (на озере, на берегу моря). Обращайте внимание ребёнка на температуру воды во время купания или когда он просто мочит ножки: Вода холодная, Вода тёплая, приятная. Бросайте в реку или ручей веточки, и ребёнок заметит, что река течёт. На море можно увидеть волны и т.д., и т.п.
Все ваши наблюдения после прогулок оформляйте в рисунках, соединяйте рисунки в книжечки и давайте им названия. Книжки могут быть тематическими (Насекомые, Цветы, Деревья, Река и пр.) и не тематическими.
И во время непосредственных наблюдений, и при рассматривании книжек-самоделок очень важно вести разговоры, помогая ребёнку устанавливать причинно-следственные отношения между явлениями, развивая воображение ребёнка.
Словарь и структура вашей речи при этом зависят от возраста и уровня слухоречевого развития ребёнка.
Помнишь, какого цвета крылышки мы видели у бабочек?
Что любят делать муравьи? Что они делают целый день?
Давай вспомним, кто ползает по земле, а кто летает? Кто летает высоко-высоко, а кто – невысоко?
Посмотри-ка, солнце светит, а на земле лужи. Как появились лужи? Почему они появились?
Ой, лягушка прыгнула! Ты видел лягушку? И я не видела. Где она сидела, почему мы её не видели? (Лягушка зелёная, и трава зелёная).
Посмотри, как много на земле шишек. Откуда они? Как они попали на землю?
Иди скорее сюда! Смотри: тут много скорлупы от орехов. Откуда же тут скорлупа?
Знаешь, я думаю, скоро пойдёт дождь, и дождь будет сильный. Ты согласна? А почему я так думаю?
И т.д.
Эти разговоры можно вести с опорой на слухо-зрительное восприятие ребёнка, и на слуховое.
Речевой слух детей полезно развивать и на материале совместно сделанных вами книжек-самоделок. На таких занятиях ребёнок учится различать новый речевой материал на слух при выборе из нескольких картинок разной тематики (перед ним могут лежать картинки из разных книжек).
Напоминаю, что на одном и том же занятии нужно постепенно увеличивать расстояние между собой и ребёнком. Далее вы продолжаете развивать слуховую память ребёнка с помощью опознавания тех слов, словосочетаний, предложений, текстов, которые он уже чётко различал на значительном расстоянии.
Итак, вы видите, что систематические наблюдения в природе приносят детям огромную пользу и с точки зрения познавательного, и языкового развития (накопление новых слов, использование разных грамматических конструкций), и развития слухоречевой системы, активизации слуховых и речевых областей мозга.
Наблюдения в природе не исчерпывает содержание прогулок. Дети прыгают, бегают, качаются на качелях, плавают, играют с мячами и т.д., то есть активно развиваются физически. Лето создаёт комфортные условия для гармоничного физического, психического, социального развития каждого ребёнка, но реализуете эти условия вы, добрые, разумные взрослые друзья и помощники своих детей.
Эмилия Леонгард
Автор уникальной методики формирования и развития речевого слуха и речевого общения у детей с нарушением слуха