Музыка сопровождает и нашу жизнь. Помимо эстетического наслаждения, музыка оказывает влияние на качество существования всего живого: человека, животных, растений. Многочисленными исследованиями доказано, что воздействие музыки бывает двояким: она может и улучшать, и ухудшать состояние здоровья, ускорять и замедлять рост растений.
Музыка-целительница – это классическая музыка, сущностью которой является мелодия
Музыкотерапия используется и при лечении заболеваний разных органов, и при лечении психических расстройств. (Мы не будем останавливаться на медицинском аспекте проблемы – это тема специальной статьи, но знать об этом нужно). Психологи и многие врачи рекомендуют родителям слышащих детей давать прослушивать записи классической музыки младенцам; эта музыка должна быть тихой, спокойной, мелодичной.
Музыка-разрушитель здоровья – это современная музыка громких ритмов, тяжёлого металла, «музыка отбойного молотка» (по словам молодого современного композитора). В отличие от мелодии такая музыка не только не кореллируют с биоритмами организма, но входят с ними в конфликт, что вызывает у человека заболевания. Кроме того, уже имеется статистика снижения слуха у слышащих людей, которые слушают громкую музыку через плееры.
На наших детей музыка оказывает точно такое же воздействие, как и на слышащих.В настоящее время растёт число глухих и слабослышащих детей, занимающихся музыкой; некоторые даже учатся в музыкальных школах.
Музыкальное воспитание признано одним из направлений абилитации и реабилитации детей-инвалидов по слуху
Конечно, наши дети должны иметь возможность воспринимать разную музыку, но в период детства (ранний, дошкольный, младший школьный возраст) превалировать должна мелодия. Именно мелодическая составляющая музыкальной абилитации/реабилитации содействует формированию у глухонемых детей голоса нормальной высоты и тембра, появлению интонации. Мелодия помогает развивать у детей речевое дыхание, увеличивать его объём.
Каким же образом мелодия выполняет обозначенные здесь функции?
Музыка становится неким фоном жизни ребёнка: под музыку он лежит в кроватке, под музыку ест, играет.
Музыка не должна звучать целый день без перерыва, но может повторяться примерно по часу несколько раз в течение дня. При этом родители не фиксируют внимания малыша на этом звучании, не «заставляют» его слушать музыку, не требуют от него каких-либо действий. Внимание ребёнка не привлекают к источнику звучания, не демонстрируют момент включения звука - ребёнка просто погружают в пространство музыки. Пребывание в мелодии происходит непроизвольно.
С течением времени родители могут заметить у ребёнка какие-то музыкальные предпочтения – это можно будет увидеть по его реакциям: при прослушивании полюбившейся пьесы он может начать улыбаться, даже смеяться, начинать звучать («петь»), активно двигать ножками и ручками и т.д.
В пении слабослышащих детей мелодия может быть вполне узнаваемой (хотя и не точной) с самого начала, а при систематической практике такого совместного пения музыкальный слух детей будет совершенствоваться. Естественно этот процесс проходит у рано имплантированных детей.
Все элементы структуры работают синхронно (одновременно):
Так в мозге глухого/слабослышащего ребёнка появляется новый модуль, который больше суммы входящих в него частей, и у ребёнка рождается и развивается единый образ того действия, которое он производит в данный момент.
Пение играет огромную роль в процессе формирования у глухих и слабослышащих детей естественной устной речи. Благодаря пению (а также использованию фонетической ритмики):
Дело в том, что многие глухие дети (и часть слабослышащих) не могут произнести фразу даже из трёх-четырёх слов на одном дыхании – фраза произносится пословно, с очень короткими паузами между словами. Такая речь называется скандированной. Преодолеть этот дефект бывает очень трудно. Конечно, это дефект обучения. Использование пения и фонетической ритмики с самого начала абилитации предотвращают появление этого грубого дефекта и, самое главное, оказывает оздоравливающее действие, поскольку развивается речевое дыхание и лёгкие детей работают полноценно.
У детей с нарушением слуха, как известно, часто нарушено чувство ритма, а оно имеет большое значение для формирования речи (и не только). Существуют различные способы коррекции этого недостатка, и музыке здесь отводится очень важная роль. Детям следует предлагать слушать разные музыкальные ритмы и выполнять под них соответствующие им движения. Часто это даётся детям нелегко, поэтому вводить ребёнка в тот или иной ритм нужно с помощью совместных действий: можно в такт музыке хлопать ручками ребёнка, ходить с ним за руку, прижимать его к себе во время ходьбы, чтобы он телесно ощущал все изменения движения и соотносил их с характером музыки, и т.д.
На развитие моторики, двигательной сферы ребёнка влияет ритмичная музыка. Она регулирует процессы ходьбы, бега, прыжков. И мелодичная, и ритмичная музыка определяют характер танцевальных движений. Музыка содействует упорядочению хаотичных движений у расторможенных детей (которых становится всё больше и среди детей с нарушением слуха).
Музыка содействует развитию у детей эмоций; эмоциональное развитие – это тоже одно из направлений абилитации/реабилитации детей с нарушением слуха. Эмоциональное состояние ребёнка во многом определяет состояние его здоровья. Следовательно, музыкальное воспитание и в данном случае является здоровьесберегающим методом абилитации детей.
Родителям важно знать и о вредном воздействии музыки на организм детей.
На дискотеках, во время концертов, в которых участвуют дети и молодёжь с нарушением слуха, звучит чрезмерно громкая музыка. Ребята получают акустические травмы даже если они без аппаратов, а особенно – если они в это время с аппаратами. Допускать звучание такой музыки категорически нельзя. Оглушающий ритм травмирует не только слуховую, но и нервную систему глухих и слабослышащих. Кстати, такой же вред она наносит и слышащим людям.
Итак, «жизнь с музыкой» помогает глухим и слабослышащим детям, начиная с раннего возраста:
Кандидат педагогических наук Э.И.Леонгард