Как «живётся» ребятам в специализированных школах для слабослышащих? Как удаётся совмещать учебу, развлечения и специальные занятия для коррекции слуха и речи? В чём состоит роль учителя-дефектолога? На примере «одного дня из жизни школы» рассказывает учитель-дефектолог МБОУ школы-интерната №10 г. Челябинска Ирина Медведева
«Учителя-дефектологи нашей школы заметили, что конкурсы чтецов, театральная постановка сказок, речевые конференции и слухоречевые перемены будят даже в самых стеснительных и робких ребятах актёрские таланты, чуткость и внимательность по отношению к одноклассникам», - отвечает Ирина Сергеевна. - «Ребёнок, которому предстоит выступать перед аудиторией или передать важную информацию во время эстафеты, чувствует свою ответственность: он должен говорить так, чтобы его поняли. Детям нравится принимать участие в мероприятиях, потому что здесь можно продемонстрировать свои достижения».
В декабре 2015 года в школе-интернате №10 г. Челябинска для учащихся среднего и старшего звена прошла слухоречевая перемена «Слушать интересно, говорить легко!». Главная задача – научиться вступать в диалог с самыми разными, в том числе и незнакомыми, людьми. В активном «квесте» по школе оказались задействованы не только ученики и педагоги, но и завуч, вахтер, библиотекарь, медсестра, бухгалтер…
Работа учеников заключалась в выполнении следующих заданий:
На каждой из семи станций учеников встречали два «сотрудника» - специалист (вахтёр, повар, завуч, библиотекарь, врач, бухгалтер, учитель-предметник) и педагог-дефектолог. Они же вошли в финальный состав жюри и оценивали каждую команду по заранее определенному набору параметров.
Важный момент: вопросы и задания для учащихся не только соответствовали тематике каждой станции, но и были сформулированы доступно для произношения и слухозрительного восприятия учеников.
В Зимнем саду была организована станция «Вопросительная», где ребята могли получить помощь в случае необходимости. Здесь же, после прохождения всех станций, команды решали анаграмму из букв, полученных за правильные ответы задания.
В течение всего мероприятия учеников сопровождал педагог-психолог.
Элементы соревнования, созданные между участниками перемены, содействовали заинтересованности и активности учащихся.
Деятельность учащихся оценивалась по следующим критериям:
Во время мероприятия все ребята были захвачены игрой и полны азарта, легко вступали в контакт со взрослыми и между собой, проявляли инициативу и радовались успехам своей команды.
Учащиеся интересовались, будет ли ещё такая «перемена»? Им было интересно узнать имена некоторых сотрудников и факты о школе.
Жюри особенно отметило активную работу учащихся 8 и 11 классов. Все классы, принявшие участие в «квесте», получили грамоты и сладкие призы от учителей-дефектологов.
Анализируя игру, члены жюри заметили, что почти в каждом классе есть:
Непривычные условия и новая обстановка – верный инструмент педагогов. Для организации внеклассных мероприятий дети с радостью остаются после уроков, меньше утомляются, преодолевают новые и новые барьеры. Незаметно для самих себя дети узнают и начинают употреблять новые слова, становятся более общительными и активными. Эти изменения и являются конечной целью мероприятий: через игру и театральное действо дети с нарушенным слухом развиваются гораздо охотнее и быстрее, чем на обычном уроке.