В зале присутствовали и родители детей с нарушениями слуха, и специалисты, которые работают с их детьми. Помимо заботы о детях объединило кое-что ещё: юбилей сурдопедагога Эмилии Леонгард.
Каждый, кого хоть как-то коснулась тема детского слуха, знаком и с именем Эмилии Ивановны.
Её взгляды на формирование и развитие речевого слуха и речевого общения у детей с нарушением слуха до сих пор обсуждают на мировых конгрессах и симпозиумах. Но самое главное – по системе Леонгард до сих пор занимаются специалисты и родители в России и за её пределами.
Сложно представить, сколько воспитанников Леонгард и последователей её системы живёт и трудится во всём мире! Их истории Светлана Евгеньевна Лукьянова, близкая подруга Эмилии Ивановны, собрала в книге «Дети Эмилии». Во время автограф-сессии практически каждый подошёл к имениннице с искренними поздравлениями и пожеланиями. Благодарностями и признанием профессиональных заслуг Эмилии Леонгард заканчивалось и каждое выступление со сцены.
Во всех докладах конференции по-разному звучала одна и та же мысль: слух, речь и мышление неразрывно связаны. Ребёнок начинает говорить после того, как слышит окружающий мир. А чтобы мир принял его «за своего», ребёнку нужно и развиваться наравне с остальными. Задача родителей – вовремя заметить потерю слуха и выбрать адекватный способ её коррекции. И заниматься, заниматься, заниматься…
Ещё более полувека назад Эмилия Ивановна первой предложила обучать глухих и слабослышащих детей по общим законам психического и речевого развития слышащего ребёнка. Важно: обучать ребёнка должны, в первую очередь, его родители. Всё, что ребёнок может получить в обществе – общение на равных, уважение и признание, любовь – он должен сначала получить в собственной семье. Опыт и выводы Эмилии Леонгард, полученные в результате многолетней практики, нашли подтверждение в последних открытиях, касающихся нейропластичности мозга.
Главное, что нам следует знать о мозге: он пластичен, то есть способен изменяться в зависимости от получаемых ощущений. Человеческий мозг меняет свою структуру, перестраивается и функционирует по-новому[1], если у него появляется новый опыт, новая информация (в том числе звуковая).
Следовательно, даже при врождённой тугоухости можно получить хорошие результаты и прогресс в развитии ребёнка. Для этого нужно дать его мозгу возможность услышать.
[1] Норман Дойдж. Пластичность мозга. ООО «Издательство «Эксмо», 2010
Мы слышим и говорим мозгом. Обеспечьте ребёнку доступ к звукам
Когда мы настаиваем на безотлагательной коррекции слуха ребёнка, мы стремимся сократить «беззвучный» период жизни до минимума. Скрининг слуха новорождённых позволяет избежать слуховой депривации, если слухопротезировать ребёнка уже в младенческом возрасте. Современные слуховые аппараты, кохлеарные импланты помогают преодолеть физические ограничения и значительно улучшают слуховые способности мозга. Чем быстрее маленький ребёнок начинает слышать и понимать мир, тем с большей вероятностью он сможет развиваться наравне со слышащими сверстниками.
Инна Королёва, профессор РГПУ им. А.И. Герцена, СПб НИИ уха, горла, носа и речи, в своём выступлении подчеркнула, насколько благоприятнее стали прогнозы на развитие слабослышащих и глухих детей.
Раньше потерю слуха диагностировали в 2-3 года и выдавали слуховые аппараты низкого качества. За это время дети успевали серьёзно отстать в речевом развитии и развитии когнитивных способностей. Чтобы хоть как-то адаптировать ребёнка к жизни в обществе, родители и специалисты были вынуждены учить ребёнка жестовому общению и компенсировать слух зрением и тактильными возможностями.
Сегодня потерю слуха выявляют в 2-6 месяцев и корректируют более качественными аппаратами или имплантами. У ребёнка появляются близкие к нормальным возможности развития слуха и речи с помощью слуха.
Только от нас с вами зависит, сможем ли мы помочь ему социализироваться. Для этого нужно:
Первый шаг после обнаружения проблемы: обращение к специалисту. Он подбирает подходящую технологию коррекции слуха их ребёнка: слуховые аппараты, кохлеарные импланты или устройства костного звукопроведения, предложит аксессуары для общения в шуме и на расстоянии – в частности, систему Roger. После этого ребёнок начинает слышать звуки, которые стимулируют и обогащают его мозг новыми знаниями. Нейронная база развивается и связывает между собой области головного мозга, ответственные за устную речь, грамотность и интеллект. Об этом более подробно рассказала Стейси Рич, аудиолог педиатрической команды Phonak, приглашённый спикер из головного офиса холдинга Sonova в Швейцарии.
Об отличии детского слухопротезирования от взрослого рассказал Михаил Иванович Климачёв, генеральный директор ООО «Радуга Звуков». В России открыто уже три сертифицированных педиатрических центра Phonak, два из них – на базе Центра хорошего слуха «Радуга звуков». Все педиатрические центры Phonak работают по международным стандартам в детском слухопротезировании, разработанным на основании более 40 лет исследований и опыта разных стран. Родителям больше не приходится беспокоиться о «качестве» или «правильности» настройки аппарата. Специалист такого центра располагает полным объёмом объективных данных и предлагает решение, подходящее именно для этого ребёнка.
Мы осветили далеко не все доклады, которые прозвучали на конференции «Слух. Речь. Мышление». Остальными выступлениями мы поделимся с вами в ближайшее время.