Блоги

Как воспитать слабослышащего ребёнка? Принять его особенности и помочь стать лучше с помощью развивающих игр, песен и современных педагагогических рекомендаций.

22.08.2019
Тайные знания

В ожидании слуха

0
1879

В ожидании слухопротезирования или кохлеарной имплантации ребенка первого года его жизни, мамы задаются вопросом, что делать именно сейчас, как наладить коммуникацию с ребенком, как обеспечить его речевой средой с учетом особенностей слуха малыша?
Когда ребенку еще нет 6-7 месяцев, на этот вопрос не нужны ответы с особыми специальными рекомендациями специалистов, ответ подскажет само материнское чутье, так как ребенок ощущает маму эмоционально.
Он способен имитировать вашу лицевую и двигательную активность (артикуляцию губ, мимику лица, движение рук, пальцев, и т.д). Если ребенок произносит какой-нибудь звук, маме достаточно сымитировать данный звук губами, и, конечно, неоднократно, так, чтобы ребенок связал данную артикуляцию мамы с произведенным им звуком.
Вспомните, как обычно общаются мамочки со слышащими малышами, ребеночек сначала произносит ряд звуков, не вкладывая в них какое-либо значение, а мама подхватывает речевую канву, повторяет за ребенком эти звуки и показывает объект, который отражает смысл данной речевой канвы.
Если ребенок не воспроизводит звуков вообще, мама сама может показывать объект ребенку и отчетливой артикуляцией называть слово, так, чтобы ребенок хорошо мог видеть лицо мамы, в это время малыш запоминает мимику лица, движение губ, эмоциональный окрас, жестикуляцию рук.
Это все следует повторять множество раз, не нагружая ребенка большим количеством объектов, давая ему только самые необходимые понятия для общения с вами. Постепенно ребенок начнет понимать смысл данной речевой имитации, соотнося ее с объектом, а потом начнет и сам пытаться имитировать слова.
К 6-7 месяцам ребенок умеет управлять своими ручкам, интересуется предметами, может кидать и поднимать предметы, все пробует на «зуб».
Используйте эти навыки, например, дайте ребенку колокольчик или погремушку, ребенок начнет трясти игрушкой, почувствует ее вибрацию, в это время мама может начать пританцовывать, показывая эмоциональную окраску и свойства предмета, когда игрушка упадет, покажите жестом состояние удивления и произнесите слово БАХ!
Каждое действие ребенка сопровождайте оживлением или эмоцией, применяйте жесты, соотносимые с данными действиями и озвучивайте их, следите, чтобы зрительный контакт с ребенком при этом не был потерян, так, естественным путем вы будете закреплять полученную ребенком информацию, которую постепенно он будет использовать при общении с вами.
При развитии координации у ребенка, вы можете его качать на своей ноге, медленно и быстро, жестами также можно закрепить данные понятия, к примеру для слова МЕДЛЕННО используйте жест: тыльной поверхностью кисти плавными волнообразными движениями пройдитесь по тыльной стороне другой кисти, для слова БЫСТРО изобразите моторчик двумя указательными пальцами. Играя с ребенком в мячик, катая его по полу, используйте эмоциональные движения распахнутых рук в сочетании со словом ОПА!


Подготовьте для ребенка разного размера коробки для игрушек, используя жест МАЛЕНЬКИЙ (близкое расположение указательного и большого пальцев кисти), складывайте или бросайте маленькие предметы и игрушки в маленькую коробку, а большие предметы и игрушки в большую коробку, используя жест БОЛЬШОЙ (развести широко руки и растопырить пальцы кистей), при каждом жесте не забывайте все озвучивать качественно артикулировать губами и держать зрительное внимание ребенка.


Во время прогулки, если ребенок бодрствует, показывайте ему все, что происходит вокруг, рассматривайте и трогайте вместе с ним травку, листочки, наблюдайте за поведением птиц, собак, детей, потом, придя домой, покажите ему игрушки птицы, собаки, кошки и обыграйте ситуации, которые видели вместе на улице, подкрепляя звукоподражанием животных и птиц, а также движениями, изображающими их повадки и поведение.


В течение всего времени раннего этапа развития ребенка мама сама интуитивно развивает у ребенка коммуникативные навыки: улыбается ребенку, ловит его взгляд, использует указательные жесты, жесты одобрения, отказа, приветствия, прощания, жесты, побуждающие к движению, пригласительные жесты, играет в ладушки, в прятки, играет с ребенком, предлагая ему изучить формы объектов, цвета, катать машину, укачивать куклу.
Все контакты с ребенком необходимо озвучивать, используя мимику лица, артикуляцию губ, убеждаясь, что ребенок следит за вашими взглядом, губами и жестами. Если ребенок начинает ходить, то изображайте его движения, повторяя ТОП-ТОП, если ребенок падает, то подражайте ребенку со словом БАХ, при кормлении ребенка используйте жесты обозначающие ПИТЬ, причмокивая губами, ЕСТЬ, проговаривая АМ-АМ, при укладывании спать используйте жесты двух сложенных ладошек и наклона головы с проговариванием слов БАЙ-БАЙ и прочее.

Закрепляйте у малыша умения играть в переодевание кукол, укладывание кукол спать, кормление кукол, имитируйте жестами снятие и надевание разных элементов одежды, процесс еды и питья из разных видов посуды, навыки использования столовых приборов, процесс приготовления еды и прочее. Показывайте малышу книжки с яркими картинками и хорошо прорисованными персонажами, изображайте героев картинок ярко и эмоционально, чтобы донести смысл увиденного в книге, добиваясь от ребенка заинтересованности, улыбки и даже смеха.


По мере взросления ребенка (старше 7-8 месяцев) можно приступать к игровым занятиям с использованием все тех же знакомых ребенку объектов и дополнительного тактильного реквизита. Приготовьте мешочки для сюрпризов и тактильного реквизита, барабан, коробки разных форм, мячики, кубики, палочки разной длины, надувные шарики по два одинаковых цвета, наполните два одинаковых по цвету шарика фасолью, два других бусинами, два – мукой, все это необходимо для изучена предметов и пространства, признаков предметов и явлений, для сенсорной работы и работы с моторикой.

Приведу несколько практических примеров игр.

Игра «Ляльки». (объекты: несколько кукол, реквизит: два листа, на одном наклеить один помпон, на втором много разных помпонов):
Мама сажает куклу между собой и ребенком и показывая на нее, произносит с эмоциональной мимикой лица и с отчетливой артикуляцией ЛЯЛЯ. Так как артикуляции разных слов похожи, то следует подкреплять их жестами, которые наиболее точно подходят к каждому слову, к примеру слово ЛЯЛЯ можно изобразить рукой, два раза покрутить кистью руки, изображающей фонарик.
Слово ЛЯЛЯ и выбранный вами жест следует произнести столько раз, сколько понадобится для того, чтобы ребенок зацепился взглядом на руке, лице и губах мамы, а потом перенес свой взгляд на сам объект, так вы убеждаетесь, что ребенок соотнес ваше действие с объектом, а значит понял смысловое обозначение слова ЛЯЛЯ.
Потом, вы показываете ребенку (пальцем), что ЛЯЛЯ одна, и достаете лист с одним помпоном, сажая куклу на листочек рядом, берете ручку ребенка и гладите ею помпон, показывая пальцем, что кукла одна и помпон один, убедитесь, что ребенок считал движение ваших губ и рук ЛЯЛЯ ОДНА и соотнес это с объектом.
Потом поочередно с восклицанием ОПА! вы достаете куклу за куклой и высаживаете их вместе, но чуть поодаль от первой куклы. Ребенок фиксирует вашу радость от большого количества появляющихся игрушек ОПА! Когда все куклы будут рассажены, можно похлопать в ладоши, подготовив ребенка тем самым к вашей новой артикуляции слова МНОГО, эмоционально высказывая радость и всеми пальцами руки показать жест как бы перебора по клавишам пианино. Убедитесь, что ребенок фиксирует взглядом все ваши движения пальцев и артикуляцию, и соотносит это все с объектами. Далее, вы достаете второй лист со множеством приклеенных помпонов и кладете его рядом с этими куклами, снова гладите рукой ребенка по помпонам, при этом все время повторяя жест перебора пальцев руки и слово МНОГО.
Каждое игровое занятие заканчивайте на позитиве, обязательно погладьте ребенка за то, что он был сконцентрирован на ваших действиях, всегда в конце занятия забирайте реквизит, но можно оставить только несколько кукол, но лучше всего предложить ребенку другие игрушки, так ребенок поймет, что можно поиграть самому, проявив свою самостоятельность, а материал для занятий не потеряет свой интерес в дальнейшем.

Игра ДАЙ-НА (объекты: несколько кукол, реквизит: листы, на одном из которых наклеен один помпон, а на втором много разных помпонов):
Перед началом игрового занятия, повторите предыдущую игру, так вы закрепляете установленные навыки и проверяете готовность ребенка повышать сложность игровых занятий.
Возьмите одну куклу из зоны, обозначенную листком со множеством помпонов, и предложите её ребенку на вытянутой ладони, хорошо артикулируя слово НА, убеждаясь, что ребенок соотнес ваши действия и артикуляцию со значением происходящего.
Если ребенок не берет предложенную вами куклу, посадите её на место и попросите ребенка самому подать вам куклу, произнося слово ДАЙ, хорошо его артикулируя, одновременно используя жест ДАЙ (вытянутая рука с открытой ладонью вверх, слегка сжимается и разжимается). Если ребенок выполнил одну из предложенных просьб, покажите ребенку, что он взял/дал одну куклу, показывая пальцем вверх, что кукла одна, убедитесь, что ребенок считал движение ваших губ и рук ДАЙ (НА) ЛЯЛЯ ОДНА и соотнес это с объектом.
Когда у ребенка и у вас будет несколько кукол, возьмите лист со множеством помпонов и погладьте рукой ребенка по помпонам, при этом все время повторяя жест перебора пальцев руки и слово МНОГО.

В этой игре объекты можно заменить на любые игрушки, которые могут заинтересовать ребенка. В данной игре слово ЛЯЛЯ также может подкрепляться жестом, так как ребенок уже хорошо ознакомлен с этим предметом, но цель игры освоить названия и обозначения действий ДАЙ/НА и закрепить понятие ОДИН/МНОГО.
Не забывайте о зрительном контакте с ребенком, не забывайте отчетливо артикулировать понятия, которые участвуют в игре, не загромождайте свою речь лишними словами и понятиями, постепенно вводите новые слова объектов, которые вы будете использовать во время игр.
Если вы используете новые объекты для игры, то ребенок уже должен быть ознакомлен с их названием, даже если игрушка новая. К примеру, в игре участвуют следующие объекты: КОРОВА (приставление указательных пальцев к голове), УТКА (изображаем рядом с губами указательным и большим пальцами клювик), МЕДВЕДЬ (изображаем рядом с губами растопыренными пальцами кистей открывающуюся и раскрывающуюся пасть). Взрослый четко артикулирует, звукоподражает и добавляет жест-принадлежность объекта и, если ребенок не знаком с этими предметами и жестами к ним, это может затруднить выполнение основной задачи игры. Поэтому, вводите в данную игру уже изученные предметы, не загромождайте большим количеством информации занятия с ребенком, иначе он может отказаться от игры и перестать концентрировать свое внимание или уведёт вас от цели игры.



Игра «ДАЙ -НА -ВОЗЬМИ» (объекты: несколько разнообразных игрушек, реквизит: лист, на котором наклеено много разных помпонов, поодаль от себя держите второй лист с одним помпоном):
Перед началом игрового занятия повторите предыдущую игру, так вы закрепляете установленные навыки и проверяете готовность ребенка повышать уровень сложности и не терять заинтересованности его к игре. Игрушки в данной игре могут быть разные, отличающиеся друг от друга, но с которыми он ознакомлен в процессе всего вашего общения.
Возьмите игрушку из зоны, обозначенную листком со множеством помпонов, и предложите её ребенку на вытянутой ладони, хорошо артикулируя слово НА, убеждаясь, что ребенок соотнес ваши действия и артикуляцию со значением происходящего. Обязательно похвалите ребенка, если он выполнил ваше поручение, погладьте его по голове, скажите ему четко ЗДОРОВО! или МОЛОДЕЦ!, подкрепляя похвалу и одобрение жестом (большой палец оттопырен вверх, остальные пальцы сжаты в кулак).
Побудите ребенка, чтобы он сам попросил игрушку, покажите ему, что он получит её, если сам начнет применять жест ДАЙ, а именно, протягивая предмет, жестикулируя и артикулируя слово НА, потрогайте ручку ребенка, инерционно разворачивая корпус своего тела к объекту и демонстрируя просьбу ДАЙ-ДАЙ. Если ребенок потянулся за игрушкой, возьмите его под руку, разворачивая кисть ладошкой вверх и вместе с ним сожмите несколько раз пальчики, опять посмотрите на ребенка, поймайте его зрительный контакт и еще раз проговорите слово ДАЙ, управляя рукой ребенка при закреплении слова жестом. Ребенок должен почувствовать жест и его понятие, покивайте головой, одобряя готовность ребенка к действию.

Не теряйте заинтересованность ребенка к игре, не надо заставлять его выполнить действие, если он не хочет или пока не готов, помогите ему, управляя своей рукой кистью ребенка и дайте ему желаемую игрушку, порадуйтесь вместе с ним, что цель достигнута, ПОХЛОПАЙТЕ в ладоши, не забывайте про эмоциональный окрас - мимикой лица выражайте радость и восхищение от процесса.
Ребенок обязательно самостоятельно захочет взять игрушку, используйте этот момент и кивком головы, одобряя его желание, скажите ВОЗЬМИ и покажите действие жестом - вытянутой рукой с открытой ладонью вниз, слегка сжимая и разжимая пальцы. Каждый раз, когда ребенок берет сам игрушку, разворачивайте корпус своего тела к объекту и повторяйте жест ВЗЯТЬ, после чего, поймайте зрительный контакт с ребенком и одобрите его действие кивком головы, вновь повторяя слово и подкрепляя его жестом ВЗЯТЬ.
Когда у ребенка соберется несколько игрушек, возьмите лист со множеством помпонов и погладьте рукой ребенка по помпонам, при этом все время повторяя жест перебора пальцев руки и слово МНОГО.
Завершите игру просьбой ДАЙ ОДНУ игрушку, проговаривая слово ДАЙ, подкрепляя его жестом и одновременно показывая указательным пальцем понятие ОДИН, далее достаньте лист с одним помпоном и проведите по нему рукой ребенка, так вы каждый раз закрепляете пройденный материал. Не забывайте поощрять активное участие ребенка в процессе игры, показывая и проговаривая слова МОЛОДЕЦ! ЗДОРОВО!

Если ребенок устал или категорически отказывается принимать участие в игре, не бросайте начатую работу, оставьте ребенка в качестве зрителя, продолжите игру сами, всегда следуйте принципу доводить занятие до конца, ребенок будет наблюдать за вашими действиями и обязательно начнет включаться в процесс сам.
Не забывайте убирать реквизит и игрушки, используемые для проведения занятий из поля видимости ребенка, чтобы интерес к ним в будущем не пропадал.

В дальнейшем, предыдущие игры можно и нужно усложнять, что разнообразит занятия и будет способствовать закреплению уже изученных навыков, а также приобретению новых. Например, введите в данную игру понятие ЭТО, ТЫ, Я (указательный палец, наведенный на объект), давая поручения ребенку, произносите слово ТЫ с обращенным к ребенку жестом указательного пальца, а когда просите ВЗЯТЬ – ДАТЬ игрушку, произносите слово ЭТО и указывайте на объект указательным пальцем, удерживайте в это время зрительный контакт ребенка и еще раз повторите, четко артикулируя данное слово.


Игра ТУТ – ТАМ (объекты: несколько игрушек, с которыми уже ознакомлен ребенок и мешочек):
Покажите ребенку мешочек, в который вы положили для него что-то интересное. В этот мешочек заранее спрячьте знакомые ребенку персонажи. Предложите ребенку взять одну игрушку из мешочка, используя слова и жесты, которые были описаны в предыдущих играх. Ребенок без затруднений должен выполнять ваши инструкции. Когда ребенок достает предмет из мешочка, выражайте эмоциональное восхищение и удивление, попросите ребенка показать кто это, используя знакомые ему жесты. Положите игрушку рядом с ребенком, проговаривая слово ТУТ и показывая его жестом (двукратное касание по месту нахождения объекта ладонью). По мере доставания предметов из мешочка закрепите просьбу-инструкцию ТУТ, не теряя зрительный контакт с ребенком. Когда в мешочке осталось несколько игрушек, покажите жестом ТАМ (махнуть открытой ладонью вниз по направлению места нахождения предметов) и проговаривая слово ТАМ. Вытаскивайте по одной игрушке из мешочка, проговаривая названия объектов и подкрепляя эти слова жестами, высаживайте игрушки подальше от ребенка, и не теряя зрительного контакта с ним, проговаривайте слово ТАМ, подкрепляя его жестом.
Теперь можно напомнить ребенку уже знакомыми ему словами и жестами, что ТУТ МНОГО и ТАМ МНОГО.
Попросите ребенка словом ВОЗЬМИ, подкрепляя его уже знакомым для ребенка жестом, взять ОДНУ игрушку, озвучивая слова ОДИН и название знакомого предмета, все это подкрепляя жестами. Когда ребенок будет брать предметы, каждый раз повторяйте команду словами и жестами ВОЗЬМИ ОДНУ игрушку (название объекта) и указывайте место, находящееся рядом с ребенком, куда он раскладывает предметы, проговаривая слова ТУТ и подкрепляя его жестом.
Покажите ребенку, что в мешочке ничего нет, укажите ему, что там, откуда он забирал предметы тоже ничего нет, повторите и покажите это неоднократно, давая возможность ребенку убедиться в отсутствии предметов, дайте ребенку ощупать мешочек, и не теряя зрительного контакта с ребенком проговорите ТАМ НЕТ, подкрепляя данную фразу жестами.
После, покажите, что теперь у ребенка МНОГО игрушек и они все ТУТ, если ребенок не повторяет за вами движения, вы можете ненавязчиво своей рукой руководить ручкой ребенка, показывая жест ТУТ и проговаривая это слово, не теряя зрительного контакта с ребенком. Обязательно порадуйтесь за ребенка, похлопайте в ладоши, одобрите его действия жестом МОЛОДЕЦ! ЗДОРОВО!

Данную игру можно усложнить по мере готовности ребенка. Вы можете обыграть понятия ТУТ/ТАМ, задавая вопрос ГДЕ? Не теряя зрительного контакта с ребенком, хорошо артикулируя и показывая взглядом, что ищете нужное место, с выражением вопроса на лице, подкрепите ГДЕ? жестом (кисть руки обращена кверху, указательный и большой палец складываются во время движения кисти в сторону, остальные пальцы прижаты к ладони). Если ребенок не показывает самостоятельно, то ответьте сами на свой вопрос и покажите жестом ТУТ или ТАМ. Используйте данные слова жесты в быту во время всего общения с ребенком.



Игра ОДИНАКОВО (объекты: надувные шарики по два одинаковых цвета, наполните два одинаковых по цвету шарика фасолью, два других бусинами, два – мукой и мешочек):
Покажите ребенку мешочек, в котором лежат несколько парных разноцветных надувных шариков с фасолью, с бусинами и с мукой.
Предложите ребенку достать ОДИН предмет, пусть он его рассмотрит и помнёт его в руках. Потом предложите ребенку взять еще ОДИН предмет. Как только ребенок достанет похожий по цвету и по наполнению шарик, изобразите эмоциональные движения распахнутых рук в сочетании со словом ОПА! Покажите ребенку, что эти два предмета ОДИНАКОВЫЕ (два указательных пальца рук несколько раз соединить друг с другом). Всякий раз, когда ребенок будет доставать схожие по ощущениям и по цвету шарики, проговаривайте слово ОДИНАКОВО, подкрепляя его жестом, не теряя зрительный контакт с ребенком.
Заканчивайте игру на позитивной ноте, обязательно радуйтесь за ребенка, хлопайте в ладоши, одобряйте его действия жестом МОЛОДЕЦ! ЗДОРОВО!
Используйте изучаемые понятия в быту в течение всего времени общения с ребенком.



Игра ТИХО – ГРОМКО - НЕ СЛЫШУ (объекты барабан с палочками, реквизит: на одном листке прикрепляется выпуклый твердый красного цвета большой квадрат, который может быть выполнен из любых подручных материалов, этот лист будет иметь понятие ГРОМКО, на другом листе прикрепляется выпуклый мягкий зеленого цвета маленький квадрат, понятие которого закрепим как ТИХО):
Перед началом игры дайте ребенку в руки барабан для ознакомления с ним, потом поставьте барабан на твердую поверхность (пол, стол), возьмите своей рукой кисть ребёнка и приложите руку к боковой стенке барабана, вместе ощупывайте боковую часть барабана, а другой рукой проведите указательным пальцем траекторию от барабана к своему уху, проговорите слово СЛУШАЙ, убедитесь, что зрительный контакт с ребенком не нарушен и снова повторите слово СЛУШАЙ, закрепив его жестом указательного пальца от барабана к уху. Возьмите палочки в одну руку и ударьте по барабану с высокой амплитудой взмаха руки, кисть ребенка почувствует вибрацию, изобразите эмоционально удивление и восторг и проговорите слово ГРОМКО, подкрепляя слово жестом (кисть руки, закрывающая ухо, можно прижмуриться). Предоставьте возможность ребенку ударить по барабану ручками или палочками, при этом держите зрительный контакт и проявляйте эмоциональное восхищение, проговаривая и показывая слово ГРОМКО. Повторите это несколько раз, убедитесь, что ребенок ощущает в это время вибрацию и достаньте лист с большим красного цвета и выпуклой твердой формы квадратом, проговорите снова слово ГРОМКО и укажите на квадрат, погладьте рукой ребенка квадрат, пусть он тактильно и визуально закрепит это понятие, после изучения квадрата, возобновите зрительный контакт с ребенком и повторите удар по барабану, после чего, указывая пальцем с барабана на квадрат, произнесите слово ГРОМКО, подкрепляя его жестом.
Снова поставьте барабан на твердую поверхность (пол, стол), возьмите своей рукой кисть ребёнка и приложите руку к боковой стенке барабана, вместе ощупывайте боковую часть барабана, а другой рукой проведите указательным пальцем траекторию от барабана к своему уху, проговорите слово СЛУШАЙ, убедитесь, что зрительный контакт с ребенком не нарушен и снова повторите слово СЛУШАЙ, закрепив его жестом указательного пальца от барабана к уху. Возьмите палочки в одну руку и слегка ударьте по барабану с низкой амплитудой подъема кисти, рука ребенка почувствует слабую вибрацию, а вы тем временем поднесите указательный палец к губам и проговорите слово ТИХО. Сделайте это несколько раз сами и совместно с ребенком. Убедившись, что ребенок понял, что вибрация стала значительно слабее, достаньте лист бумаги с маленьким мягким зеленого цвета квадратом, погладьте по нему рукой ребенка и проговорите слово ТИХО, не забывая при этом поднести указательный палец к губам. После ознакомления с фигурой, возобновите зрительный контакт с ребенком, повторите легкий удар по барабану, после чего, указывая пальцем с барабана на квадрат, произнесите слово ТИХО, подкрепляя его жестом.
Теперь вы сможете обыгрывать разность понятий ТИХО и ГРОМКО, предоставляя возможность ребенку угадывать их, исходя от силы вибрации стенок барабана. Если ребенок правильно соотносит силу вибрации с квадратами, обозначающими ГРОМКО и ТИХО, похвалите его, показывая одобрительный жест МОЛОДЕЦ!, ЗДОРОВО!
В заключении игры, положите ручки ребенка на стенки барабана, замахнитесь над барабаном палочками, но не ударяйте по нему, подождите немного, чтобы ребенок понял, что действия не произошло, вибрации нет, и изобразите эмоционально удивление на лице, проговорите слово НЕТ, помашите головой из стороны в сторону, поднося руку к уху, что будет соответствовать фразе НЕТ, НЕ СЛЫШУ.
Завершите игру повтором и закреплением понятий ГРОМКО/ТИХО/НЕ СЛЫШУ.

Познакомив ребенка с данными понятиями, вы можете использовать листы с квадратами в любых бытовых ситуациях, где данные понятия могут присутствовать.


Игра КОРОТКИЙ - ДЛИННЫЙ (реквизит: на лист наклеить вырезанную из рифлёного цветного картона или из бархатной цветной бумаги длинную полоску, которая будет обозначать понятие ДЛИННЫЙ, рядом с этой полоской из того же материала наклеить несколько коротких полосок, обозначающих понятие КОРОТКИЙ):
Перед началом игры приготовьте лист в дорожками и закрепите его у себя на груди, посадите ребенка на колени лицом к себе, положите его ручки себе на шею и произнесите протяжно звук ААААА, пусть ребенок почувствует вибрацию звука, возьмите пальчик ребенка и ведите им по длинной дорожке, одновременно придерживая вторую руку ребенка на своей шее, произнося протяжный звук ААААА. Сделайте это несколько раз, пусть ребенок тактильно и через вибрацию почувствует этот звук.
А теперь, не отрывая руки от вашей шеи, пальчиком второй руки ребенка ведите прерывисто по коротким дорожкам, одновременно произнося короткий звук А - А - А – А. Сделайте так несколько раз, пусть ребенок соотнесет тактильные ощущения с вибрацией прерывистого звука.
После чего посадите ребенка напротив себя и положите перед ним лист со звуковыми дорожками, установите зрительный контакт с ребенком, произнесите протяжно звук ААААА, а пальчиком руки ребенка ведите по длинной дорожке, ребенок теперь соотносит артикуляцию вашего рта со своим действием и тактильно ощущает его. Покажите теперь, артикулируя протяжный звук ААААА жестом ДЛИННЫЙ (обе руки согнуты в локтях перед грудью, указательный и большой палец обеих кистей направлены друг у другу на расстоянии 1,5 см, остальные пальцы прижаты к ладони, не меняя положение кистей разведите руки друг от друга).
Теперь проведите пальчиком руки ребенка по коротким дорожкам, артикулируя и произнося прерывистый звук А – А – А – А, открывая широко рот на звук А и закрывая рот при его окончании, пусть ребенок соотнесет вашу артикуляцию со своим действием и тактильно ощутит его. Покажите теперь, артикулируя прерывистый звук А – А – А - А жестом КОРОТКИЙ (обе руки согнуты в локтях перед грудью, указательный и большой палец обеих кистей направлены друг у другу на расстоянии 1,5 см, остальные пальцы прижаты к ладони).
Данную игру можно и нужно проводить на разных горловых звуках, чтобы у ребенка четко закрепилось представление о том, что звуки бывают разные, что их можно ощутить через вибрацию и, главное, что они бывают длинные и короткие.
Когда у ребенка получается соотнести действия пальчиком по дорожке с вашей артикуляцией, обязательно похвалите его, всегда заканчивайте игру на позитивной ноте, используя жесты ЗДОРОВО! МОЛОДЕЦ!

Игра ВЫСОКО – НИЗКО (объекты: игрушки - цыплёнок или мышка, мишка или слон; широкий брусок и тонкий длинный, но устойчивый брусок или игрушечная высокая лесенка):
Целью данной игры является подготовка ребенка к будущему восприятию высоких и низких регистров звуков.
Возьмите игрушки, с которыми уже познакомлен ребенок, например мышку и мишку. Покажите, как мышка забирается на самый верх тонкого длинного бруска или лесенки, укажите на нее пальцем, проговорите слово ВЫСОКО, подкрепляя его жестом (рука согнута в локте и находится перед грудью, пальцы собраны вместе, ладонь слегка сложена буквой Г, и прерывисто поднимается над уровнем головы). Не забывайте при этом озвучивать и показывать жестом сам объект, с которым уже к этому времени ознакомлен ребенок. Дайте мышку ребенку, попросите его самому поставить мышку на самый верх, обязательно одобрите его действие и снова проговорите МЫШКА ВЫСОКО, подкрепляя фразу жестами.
Потом возьмите мишку и посадите его на широкий брусок так, чтобы ребенку была очевидна разница между расположением мышки и мишки, проговорите слово НИЗКО, подкрепляя его жестом (рука согнута в локте и находится перед грудью, пальцы собраны вместе, ладонь прямая и прерывисто опускается ниже уровня груди). Дайте игрушку ребенку и попросите его самому посадить мишку на широкий брусок, обязательно одобрите действие ребенка и снова проговорите МИШКА НИЗКО, подкрепляя фразу жестами. Покажите, что мишка никак не может достать мышку, так как лесенка или длинный высокий брусок очень тоненькие, не забывайте держать зрительный контакт с ребенком, проговаривая понятия ВЫСОКО/НИЗКО и подкрепляя их жестами.
Игрушки можно менять, но подбор их должен соответствовать регистру звуков, которые они определяют. В дальнейшем, когда ребенок будет слухопротезирован или подключен к речевому процессору после кохлеарной имплантации, вам не составит труда на данной игре показать разность высоких и низких регистров голоса данных животных, закрепляя понятия ВЫСОКО/НИЗКО.



На примерах вышеописанных игр вам совсем несложно будет разобраться в системе и цели занятий, на основе которых вы сами сможете планировать разнообразные обучающие игры, именно это и станет фундаментом вашей коммуникации с ребенком, понимания его желаний и нужд и обеспечит текущую и дальнейшую реабилитацию, когда ребенок обретет свой новый слух.

Когда ребенок погружается в мир звуков, родители часто задают себе вопрос «Что делать дальше?». На этот вопрос несложно будет ответить уже подготовленному заранее родителю. Еще на этапе подготовки ребенка к слухопротезированию или к кохлеарной имплантации у родителя должны быть четко сформулированные ответы на следующие основные вопросы:
- Для чего мы знакомим ребенка с понятием ОДИН/МНОГО?
- Для чего мы знакомим ребенка с понятиями КОРОТКИЙ/ДЛИННЫЙ?
- Для чего мы знакомим ребенка с понятием ГРОМКО/ТИХО?
- Для чего мы знакомим ребенка с понятиями ВЫСОКО/НИЗКО?
- Для чего ребенка следует обучать через тактильное восприятие предметов, через действия с предметами/объектами/своего тела?

Задача ближайших недель после подключения речевого процессора кохлеарного импланта или первого подключения слухового аппарата состоит в том, чтобы познакомить ребенка с миром звуков. Речь является целью, но начинается все со звуков, в первую очередь с неречевых звуков, а также познанием ребенком присутствия и отсутствия звуков.
И вот, когда это ознакомление с миром звуков состоялось, начинаются первые шаги к научению понимания и говорения.
Мы начинаем работать с ребенком по уже понятной нам системе, потому что знаем, что ОДИН/МНОГО это количество звуков, КОРОТКИЙ/ДЛИННЫЙ это длительность и прерывность звуков, ГРОМКО/ТИХО это громкость звуков, ВЫСОКО/НИЗКО это частотный диапазон звуков и т.д., все это этапы развития фонематического слуха.
Кроме этого, через действие, через осязание, через зрительный, вкусовой, обонятельный, слуховой каналы у ребенка запускается познавательный процесс, посредством чего ребенок приобретает пассивный словарь, понимание речи, а в дальнейшем само говорение.


Хотите присоединиться к обсуждению?
Войдите или Зарегистрируйтесь прямо сейчас.

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.